Краткая информация
Кайтагский язык распространен в Кайтагском районе, расположенном в предгорье, в юго-восточной части республики Дагестан. На юго-востоке граничит с Табасаранским и Дербентским районами, на северо-западе – с Дахадаевским, Сергокалинским, а также с Агульским и Каякентским районами. Площадь территории — 678,24 км².
В настоящее время в Кайтагском районе насчитывается 44 селения. Административный районный центр с. Маджалис. Общая численность хайдакцев, проживающих на территории Кайтагского района, составляет более 37000 человек (по данным администраций муниципальных сельских образований Кайтагского района), количество носителей кайтагского языка в этом районе насчитывает более 33 тыс.человек. Хайдакцы также проживают в городах и в других населенных пунктах Дагестана и России. По данным исследователей кайтагцев, проживающих в городах РФ, более 40 тыс. Носители кайтагского языка проживают также в Турции (1–3 семьи).
Кайтагский язык подразделяется на следующие говоры: шуркантский говор, каттагнинский говор, ирчамульский говор, нижнекайтагский говор, включающий в себя подговоры (карацанский, баршамайский, джавгатский, санчинский, джибахнинский).
Варианты названия языка: хайдакский, хайтакский.
Традиционная культура является типичной для дагестанских народов. С XIX в. занимались шелководством. Было развито ткачество из шерсти, конопли, хлопка и шёлка, в Верхнем Кайтаге — резьба по дереву (детали жилищ, мебель) и камню (надгробия, архитектурная резьба, в том числе с фигурами животных, сюжетными сценами), кузнечество. В старину хайдакцы специализировались на производстве домашней деревянной утвари. Изготавливались деревянные лари (сандуги) с ящиками для продуктов и посуды (хъамас), разукрашенные резьбой, оригинальные деревянные тахты, перегородки комнат с резьбой (тамхъ, кьасурби, кьуркьулдяхъ), табуретки (курси) и др. Наряду с конопляным ткачеством (души бершара) хайдакские женщины занимались и кайтагской вышивкой. Кустарное производство ритуальных вышивок у кайтагцев, представляет собой большие прямоугольные куски домотканой материи (изо льна, конопли или хлопка), крашенные в темно-синий цвет и вышитые крупной гладью. Орнамент их стар по происхождению и дает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастики и перекликается с древней дагестанской петроградикой, встречающейся в горных аулах. Основные места производства – это селения Кайтагского района Баршамай, Карацан, Джибахни и Г1явши. Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Традиционные занятия кайтагцев – земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах – земледелие, садоводство и виноградарство). В наше время основными занятиями кайтагцев остаются земледелие, садоводство, виноградарство, а также животноводство; развито отходничество в города России.
Вероисповедание — мусульмане-сунниты.
Генеалогия
Ближайшие родственные языки — даргинский, кубачинский, чирагский, лакский.
Распространение
Кайтагский язык распространен в 44 селах Кайтагского района. По данным 2020 г. только в его районном центре — селе Маджалис, где распространен нижнекайтагский диалект — проживает 8000 жителей. 70% из них — кайтагцы, 20% — кумыки, 10% — представители других этнических групп.
Языковые контакты и многоязычие
Кайтагцы, проживающие в районном центре в селе Маджалис, владеют и кумыкским, и русским, и частично даргинским языками. Также кумыки, проживающие в с. Маджалис, и представители остальных этничеких групп в обратном порядке владеют кайтагским языком.
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Статья 11 Конституции Республики Дагестан наделяет статусом государственного языка русский и языки народов Дагестана.
На официальном уровне письменность отсутствует. Исследовательницы Темирбулатова С. М. и Гасанова У. У. делали попытки разработать письменность данного языка.
В изданном в 2020 году Русско-кайтагском разговорнике дан образец кайтагского алфавита.
Официально литературной нормы нет, однако диалекты кайтагского языка взаимопонимаемы.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
На кайтагском языке общаются в семьях, среди родственников и знакомых.
Образование
Образование
Используется как средство общения с детьми в детских садах и начальных классах в сельской местности. Издан Русско-кайтагский разговорник.
СМИ
Культура
Культура
Используется в традиционной культуре. Есть самодеятельные коллективы и артисты эстрады.
Наука
Фольклор
Фольклор
Изданы: Кайтагский фольклор, Хайдакские сказки. Из жанров фольклора наиболее распространен прозаический жанр (хабарти — сказки).
Литература
Литература
Есть художественная литература.
Религия
Религия
Развиты ритуалы и обряды: праздник прополки (ахърарц1ила байрам), обряд вызывания и прекращения дождя, обряд вызывания солнца.
Законодательство
Законодательство
На данный момент не используется, но в истории кайтагцев имеется Свод законов кайтагского уцмия, который существовал до нач. XIX в.
Административная деятельность
Судопроизводство
Промышленное производство
Промышленное производство
Промышленность района представлена ООО «Маджалисским консервным заводом», МУП «Кайтагвино», Джибахнинским винзаводом.
Сельскохозяйственное производство
Сельскохозяйственное производство
Основная отрасль производственной сферы Кайтагского района, в которой занято более половины трудоспособного населения, — сельское хозяйство. Общая площадь под сельскохозяйственные угодья составляет 34299 га. Район специализируется на выращивании винограда, плодов, зерна, овощей и картофеля.
Торговля и сфера обслуживания
Торговля и сфера обслуживания
На кайтагском, кумыкском и русском языках.
Транспорт
Интернет
Интернет
Есть чаты в соцсетях.
Динамика развития языковой ситуации
Дети дошкольного возраста и старшее поколение старше 80 лет владеют в основном кайтагским языком, среднее поколение владеет кайтагским, русским и (слабо) даргинским литературным языком (те, кто посещал школу, т. к. в школе изучают литературный даргинский язык).
Кайтагский язык является языком бытового и семейного общения.
На территории Кайтагского района проживают кайтагцы, кумыки и даргинцы-муиринцы. Почти 98% населения республики владеют русским языком как своим родным. Русский язык служит языком межэтнического взаимодействия.
За последние годы на распространение русского языка существенно влияют такие экстралингвистические факторы, как проживание в городе или в сельской местности, этническая однородность или неоднородность, национально-смешанные браки, вид языковой среды, миграционные процессы и т. д.
В конце XVIII в. население Кайтага составляло около 75 тыс. человек.
В начале XIX в. было 25 тыс. дворов.
В 1833 г. население составило 85 тыс. человек.
Кайтаг включал в себя 10 магалов и 3 общества.
В 1911 г. было 200 населенных пунктов, 16386 хозяйств и 79979 жителей.
По переписи 1926 г. кайтагцев насчитывалось 14,4 тыс. чел.
Численность кайтагов по переписи 1938 г. составила 17,2 тыс. человек. На момент 1 января 1989 г. в районе насчитывалось 15 сельских советов, 6527 хозяйств с населением 27484 человек.
В материалах переписи 1939 г. и во всех последующих кайтаги показаны в составе даргинцев.
В настоящее время по разным данным кайтагцев насчитывается 33–40 тыс. человек.
Точных данных о количестве носителей кайтагского языка нет.
Передача языка детям в семье сохраняется, но в последние годы ослабла.
Все кайтагцы считают себя кайтагцами, но в силу привычки, сложившейся за последние 80 лет, еще называют себя кайтагскими даргинцами.
Структура языка
Фонетика
В хайдакском представлены 5 гласных фонем: /а/, /я/, /и/, /у/, /э/.
Фонетика
В хайдакском представлены 5 гласных фонем: /а/, /я/, /и/, /у/, /э/.
Для исконных хайдакских слов фонема /о/ не характерна.
Система согласных состоит из 34 звуков, осложнена наличием геминат (10) и лабиализованных согласных (18). Итого 64 согласных.
Согласные делятся на смычно-взрывные, щелевые (спиранты) и аффрикаты.
Смычные: звонкие, глухие, геминаты, абруптивы.
Спиранты: звонкие, глухие, геминаты.
Аффрикаты: глухие, абруптивы, геминаты.
Звуковые процессы: палатализация, редукция, выпадение, ассимиляция.
Ударение подвижное, ясно выраженное, выполняет смыслоразличительную функцию.
Морфология
Тип языка — агглютинативный.
Морфология
В хайдакском языке в ед. ч. 3 грамматических класса.
Частей речи 10. 6 общих: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол и наречие. 4 служебных: послелоги, союзы, частицы и междометие.
Десятеричная система счета.
Синтаксис
Порядок слов свободный, стратегия кодирования актантов эргативная.
Синтаксис
Изменение последовательности порядка слов в хайдакском предложении не вызывает нарушения семантических связей и синтаксических отношений между членами предложения.
Предложение в хайдакском языке по своему составу может быть одночленным, двухчленным и трехчленным.
Форма выражения может быть номинативной, эргативной и дативной.
Сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Сложносочиненное предложение характеризуется тем, что входящие в него предложения сочетаются между собой как равноправные и независимые друг от друга. Связь между простыми предложениями, входящими в сложносочиненное, осуществляется с помощью союзов, союзных слов и частиц, а также интонации.
Сложноподчиненное предложение характеризуется независимым самостоятельным характером одного из входящих в него предложений и подчиненным, зависимым положением другого.
Лексика
Заимствования из арабского, тюркских, персидского и русского языков.
Лексика
Исконная лексика является древнейшим слоем лексики хайдакского диалекта. Это слова наиболее раннего происхождения; они составляют основу словарного фонда диалекта. В ней выделяются несколько различных пластов: слова общедагестанского уровня, общедаргинские слова и собственнохайдакские слова. Довольно интересный лексический пласт хайдакской лексики связан с обрядами, ритуалами и народными играми: марайла ккуртти 'траурное платье', диг1янбирг 'прятки', ссабулхъан 'жмурки', ппакьа-миргъя 'кеглы', бурцанти 'ловитки', гезма 'народная игра, похожая на колядки', бари бич1аханн 'вызывание солнца', марка бирахан 'вызывание дождя', х1яйванти адувч1ахан 'оберегание скота', сиранветни 'укладывание новорожденного ребёнка в люльку'.
Заимствования из арабского, тюркских, персидского и русского языков. Попадая в кайтагский язык, некоторые заимствования претерпевают изменения фонетического и семантического характера. Тюркизмы занимают в лексической системе хайдакского языка особое место, поскольку хайдакцы и представители одного из тюркоязычных народов, кумыки, веками жили и живут по соседству. Заимствование происходило в основном из кумыкского и азербайджанского языков, с носителями которых хайдакцы имели широкие торгово-экономические и политические связи. В Кайтагском районе несколько селений (Янгикент, Туменлер) заселены кумыками, кумыки частично проживают и в районном центре — Маджалисе. Значительная часть взрослого населения хайдакцев в совершенстве владеет кумыкским языком. Соседями хайдакцев являются также представители другого тюркоязычного народа — азербайджанского, которые проживают в селениях Салик, Великент и Геджух Дербентского района, что также не могло не отразиться на проникновение в хайдакскую речь тюркских лексических единиц. Соседствующие народы, как правило, перенимают друг у друга фольклор, традиции, обычаи, создаются межнациональные браки, что, в свою очередь, отражается на языковых контактах.
В средние века в состав Кайтагского уцмийства вместе с хайдакцами и другими этносами входили и кумыки. Несомненно, длительные этнокультурные связи кумыков и хайдакцев способствовали заимствованию различных лексических единиц. Среди топонимических названий сохраняются традиционные названия. Но среди прозвищ наблюдаются новые, связанные с русским языком.
Исследование языка
Исследованию кайтагского языка посвящены работы нескольких учёных. Отдельно стоит выделить следующие труды:
1. Темирбулатова С. М. Хайдакский диалект даргинского языка. Махачкала, 2004.
2. Гасанова У. У. Лексический состав и словообразование хайдакского диалекта даргинского языка. Махачкала, 2011.
И Темирбулатова С. М., и Гасанова У. У. защитили докторские диссертации по кайтагскому идиому. Имеется ряд научных статей по проблемам фонетики, морфологии и лексики кайтагского языка. Обе исследовательницы делали попытки разработать письменность данного языка.
В изданном в 2020 году Русско-кайтагском разговорнике дан образец кайтагского алфавита.
Специалисты
Гасанова Узлипат Усмановна
(Зав. лабораторией «Бесписьменные языки народов Дагестана»)Публикации по кайтагскому языку:
Тюркизмы в хайдакском языке. // Матер. межд. конф. «Контенсивная типология естественных языков. Махачкала, ДГУ 2009. С. 74-76.
К вопросу о классификации хайдакского языка-диалекта // Вестник университета Российской академии образования. М., 2009, №5. С. 35-37.
Особенности лексики хайдакского языка // Искусство и образование. М., 2010. №7. С. 148-151.
Культурные концепты в хайдакской языковой картине мира // Искусство образования. М., 2010. №7. С. 135-139.
Соматические фразеологизмы хайдакского языка // Вестник Поморского госуниверситета. // Серия гуманитарные и социальные науки. №9. Архангельск, 2010. С. 146-152.
Заимствованная лексика в хайдакском языке // Вестник университета Российской академии образования. М., 2010, С. 32-34.
Языковая картина мира хайдакца в характеристиках человека. // Кавказский лингвистический журнал. Вып. 1-2. Махачкала, 2010. С. 41-43.
Синонимия компаративных ФЕ хайдакского диалекта даргинского языка и английского языка (в соавторстве с Абдулкадыровой П. М.) // Кавказский лингвистический журнал. Вып. 1-2. Махачкала, 2010. С. 43-47.
Об одном словообразовательном суффиксе-ли наречий в хайдакском языке // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала, ДГУ. 2010. С. 67-71.
Тема толерантности в хайдакских паремиологических единицах. // Труды Международного форума по проблемам науки, техники и образования. Москва, 2010. С. 51-52.
К семантической характеристике хайдакских антропонимов // У11 Межд. науч. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»// Майкоп, 2010. С. 56-59.
Инклюзив и эксклюзив в хайдакском языке // Межд. конф. «Актуальные вопросы общего и кавказского языкознания». Махачкала. ДГПУ, 2010. С. 76-78.
Соматическая лексика в хайдакском и даргинском языках // 2 Международный конгресс кавказоведов. Тбилиси, 2010. С. 392-394.
Хайдакские пословицы и поговорки о нравственности // Международная конференция «Кавказские языки: генетические, ареальные связи и типологические общности» ДНЦ Махачкала, 2010.
Хайдакские паремии, выражающие гостеприимство // Матер. межд. научно-практич. конференции «Языковые и культурные контакты различных народов». Пенза, июнь 2010. С. 36-39.
Семантический анализ компонентов компаративных ФЕ в хайдакском языке // Матер. межд. конф. «Философия и филология классического текста» Пенза, сентябрь 2010. С. 57-61.
Национальное своеобразие фразеологизмов хайдакского языка // Вестник Новгородского государственного лингвистического университета им. Н. Добролюбова. Вып. 13. Нижний Новгород, 2011. С. 26-32.
Семантика глаголов хайдакского языка // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала, ДГУ. 2011. С. 75-78.
Существительные хайдакского языка, образованные основосложением // Вестник университета Российской академии образования. №1. М., 2011. С. 62-64.
Антропонимия хайдакского языка // Мат. международной научно-практической конференции "Текст как единица филологической интерпретации". Куйбышев, 2011. С. 53-58.
Религиозная терминология в проклятиях и благопожеланиях хайдакского языка // Вопросы кавказского языкознания. Вып. 4. Махачкала, 2011. С. 84-86.
Роль зоонимов в создании языковой картины мира хайдакца // Мат. межд. конф. «Актуальные проблемы современного языкознания: основные тенденции и перспективы развития». Караганда, 2011. С. 49-52.
Лексический состав и словообразование хайдакского диалекта даргинского языка. Махачкала, 2011. 20 п. л.
Структура и семантика ономастики хайдакского языка // VIII Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики». Майкоп, 2012. С. 73-76.
Топонимия Хайдака: история, право, этнография (в соавторстве с Алиевой Л.А.) // Материалы VII Международной научно-практической конференции. Прага, 2012. С. 13-16.
Хайдак: история и современность // Народы Дагестана №1, 2013. С. 25-29.
Лексико-тематическая классификация арабских имен в хайдакском диалекте даргинского языка // Матер. научно-практич. конф. Арабо-мусульманская наука, культура искусство в Дагестане. Феномен каллиграфии: история и возрождение. Махачкала, 2012. С. 122-126.
Определение национально-культурного характера хайдакца через призму кайтагской вышивки // Матер. межд. научно-практич. конф. «Родные языки: Проблемы и перспективы сохранения и развития». Махачкала, ДГПУ. 2013. С. 55-58.
Цветообозначения вышивки и их роль в языковой картине мира // Материалы III международного Конгресса "Мультикультурализм и терпимость на Кавказе". Тбилиси, 2013. С. 366-369.
«Свод законов хайдакского уцмия» как компонент национального ценностного кода хайдакской лингвокультуры // Материалы Международ. науч. конф. «Вопросы кавказского языкознания». Махачкала, ДГУ, 2013. Вып. 7. С. 75-78.
Хайдакские сказки.
Махачкала, 2013. П. л. 10.
К этимологии некоторых хайдакских сел // IX Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики» 22-25 мая 2014 года. Майкоп, 2014 г. С. 84-87.
Хайдакские пословицы и поговорки о толерантности // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала. ДГУ, Вып. 10. 2014. С. 89-91.
Кайтаг и кайтагцы (монография). Махачкала, 2017 (п. л. 25).
Русско-кайтагский разговорник. Махачкала, 2020. – 6 п. л.
Темирбулатова Сапияханум Муртузалиевна
(доктор филологических наук)Хайдакский диалект даргинского языка. Махачкала, 2004. (монография).
И ряд статей по хайдакскому языку.
Научные центры
Дагестанский государственный университет (ДГУ) НИЛ «Бесписьменные языки народов Дагестана»
Сбор и фиксация полевого материала:
- документация и исследование бесписьменных языков народов Дагестана (в том числе и кайтагского);
- анализ и научная обработка текстов бесписьменных языков народов Дагестана (в том числе и кайтагского).
Основные публикации
Грамматики и грамматические очерки
Гасанова У. У. Лексический состав и словообразование хайдакского диалекта даргинского языка. Махачкала, 2011. 20 п. л.
Темирбулатова С. М. Хайдакский диалект даргинского языка. Махачкала, 2004.
Словари
Русско-кайтагский разговорник. Махачкала, 2020.
Избранные работы по отдельным аспектам грамматики
Гасанова У. У.:
Об одном словообразовательном суффиксе-ли наречий в хайдакском языке / Вопросы кавказского языкознания. Махачкала, ДГУ. 2010. С. 67-71.
Инклюзив и эксклюзив в хайдакском языке // Межд.конф. «Актуальные вопросы общего и кавказского языкознания». Махачкала. ДГПУ, 2010. С. 76-78.
Семантический анализ компонентов компаративных ФЕ в хайдакском языке // Матер. межд. конф. «Философия и филология классического текста». Пенза, сентябрь 2010. С. 57-61.
Семантика глаголов хайдакского языка // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала, ДГУ. 2011. С. 75-78.
Существительные хайдакского языка, образованные основосложением // Вестник университета Российской академии образования. №1. М., 2011, С. 62-64.
Сравнительный анализ наречий временной семантики кадарского, кубачинского и кайтагского языков с даргинским литературным языком // Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2019. №6. (соавт. Багомаева М. С.)
Абдулкадырова П. М.:
Компаративные фразеологические единицы даргинского языка в сопоставлении с английским языком (на материале хайдакского диалекта). Махачкала, 2010.
Публикации текстов
Хайдакские сказки. Махачкала, 2013.
Кайтаг и кайтагцы (монография). Махачкала, 2017
Габибова Х. М. Хайдакьла фольклор. Махачкала, 2009.
Работы по социолингвистике
Гасанова У. У. Национально-русское двуязычие в Дагестане // Материалы международной научно-практической конференции (Алексеевские чтения). Москва, 2019. С. 54-59.
Гасанова У. У. Характеристика языковой ситуации в Республике Дагестан // Материалы международной научно-практической конференции «Языки и культуры коренных народов России и мира». Махачкала, ДГУ, 2019. С. 171-176.
Гасанова У. У. Родной язык в поликультурном пространстве // Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2018. №5. С. 398-399.
Гасанова У. У. Формирование и развитие национально-русского двуязычия в Дагестане // Межд.науч. конфер. «Языковое единство и языковое разнообразие в полиэтническом государстве». Москва, 2018, 17-18 ноября. С. 310-314. ISBN 978-5-6041865-5-8
Работы по этнологии
Алимова Б. М. Кайтаги. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998.
Муртазаев А. О. Кайтаг в VIII – первой половине XIX вв. Махачкала, 2015.
Темирбулатов А. М. Книга кайтагской памяти. Махачкала, 2017.
Ресурсы
Корпуса и коллекции текстов
Аудио- и видеоколлекции текстов на кайтагском языке хранятся в лаборатории ДГУ «Бесписьменные языки народов Дагестана» и у Гасановой У. У.
Другие электронные ресурсы
Данные предоставлены
Гасановой Узлипат Усмановной — доктором филологических наук, профессором кафедры дагестанских языков ДГУ, зав. научно-исследовательской лабораторией ДГУ «Бесписьменные языки народов Дагестана».
Литература
Тюркизмы в хайдакском языке. // Матер. межд. конф. «Контенсивная типология естественных языков. Махачкала, ДГУ. 2009. С. 74-76.
К вопросу о классификации хайдакского языка-диалекта // Вестник университета Российской академии образования. М., 2009. №5. С. 35-37.
Особенности лексики хайдакского языка // Искусство и образование. М., 2010. №7. С. 148-151.
Культурные концепты в хайдакской языковой картине мира // Искусство образования. М., 2010. №7. С. 135-139.
Соматические фразеологизмы хайдакского языка // Вестник Поморского госуниверситета. // Серия гуманитарные и социальные науки. №9. Архангельск, 2010. С. 146-152.
Заимствованная лексика в хайдакском языке // Вестник университета Российской академии образования. М., 2010, С. 32-34.
Языковая картина мира хайдакца в характеристиках человека. // Кавказский лингвистический журнал. Вып. 1-2. Махачкала, 2010. С. 41-43.
Синонимия компаративных ФЕ хайдакского диалекта даргинского языка и английского языка (в соавторстве с Абдулкадыровой П. М.) // Кавказский лингвистический журнал. Вып. 1-2. Махачкала, 2010. С. 43-47.
Непроизводные основы в хайдакском языке // Современные проблемы кавказского языкознания Вып.9. Махачкала, ДГУ, 2010. С.98-101.
Об одном словообразовательном суффиксе-ли наречий в хайдакском языке // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала, ДГУ. 2010. С. 67-71.
Тема толерантности в хайдакских паремиологических единицах. // Труды Международного форума по проблемам науки, техники и образования. Москва, 2010. С. 51-52.
К семантической характеристике хайдакских антропонимов // У11 Межд. науч. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»// Майкоп, 2010. С. 56-59.
Инклюзив и эксклюзив в хайдакском языке // Межд.конф. «Актуальные вопросы общего и кавказского языкознания». Махачкала. ДГПУ, 2010. С. 76-78.
Соматическая лексика в хайдакском и даргинском языках // 2 Международный конгресс кавказоведов. Тбилиси, 2010. С. 392-394.
Хайдакские пословицы и поговорки о нравственности // Международная конференция «Кавказские языки: генетические, ареальные связи и типологические общности». ДНЦ Махачкала, 2010.
Хайдакские паремии, выражающие гостеприимство // Матер. межд. научно-практич. конференции «Языковые и культурные контакты различных народов» Пенза, июнь 2010. С. 36-39.
Семантический анализ компонентов компаративных ФЕ в хайдакском языке // Матер. межд. конф. «Философия и филология классического текста». Пенза, сентябрь 2010. С. 57-61.
Национальное своеобразие фразеологизмов хайдакского языка // Вестник Новгородского государственного лингвистического университета им. Н. Добролюбова. Вып. 13. Нижний Новгород, 2011. С. 26-32.
Семантика глаголов хайдакского языка // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала, ДГУ. 2011. С. 75-78.
Существительные хайдакского языка, образованные основосложением // Вестник университета Российской академии образования. №1. М., 2011, С. 62-64.
Антропонимия хайдакского языка // Мат. международной научно-практической конференции "Текст как единица филологической интерпретации". Куйбышев, 2011. С. 53-58.
Религиозная терминология в проклятиях и благопожеланиях хайдакского языка // Вопросы кавказского языкознания. Вып. 4. Махачкала, 2011. С. 84-86.
Роль зоонимов в создании языковой картины мира хайдакца // Мат. межд. конф. «Актуальные проблемы современного языкознания: основные тенденции и перспективы развития». Караганда, 2011. С. 49-52.
Лексический состав и словообразование хайдакского диалекта даргинского языка. Махачкала, 2011. 20 п. л.
Структура и семантика ономастики хайдакского языка // VIII Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики» Майкоп, 2012. С. 73-76.
Топонимия Хайдака: история, право, этнография (в соавторстве с Алиевой Л. А.) // Материалы VII Международной научно-практической конференции. Прага, 2012. С. 13-16.
Хайдак: история и современность // Народы Дагестана, №1, 2013. С. 25-29.
Лексико-тематическая классификация арабских имен в хайдакском диалекте даргинского языка // Матер. научно-практич. конф. Арабо-мусульманская наука, культура искусство в Дагестане. Феномен каллиграфии: история и возрождение. Махачкала, 2012. С. 122-126.
Определение национально-культурного характера хайдакца через призму кайтагской вышивки // Матер. межд. научно-практич. конф. «Родные языки: Проблемы и перспективы сохранения и развития». Махачкала, ДГПУ. 2013. С. 55-58.
Цветообозначения кайтагской вышивки и их роль в языковой картине мира // Материалы III международного Конгресса "Мультикультурализм и терпимость на Кавказе". Тбилиси, 2013. С. 366-369.
«Свод законов хайдакского уцмия» как компонент национального ценностного кода хайдакской лингвокультуры // Материалы Международ. науч. конф. «Вопросы кавказского языкознания». Махачкала, ДГУ, 2013. Вып. 7. С. 75-78.
Хайдакские сказки. Махачкала, 2013.
К этимологии некоторых хайдакских сел // IX Международная научная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики». 22-25 мая 2014 г. Майкоп, 2014 г. С. 84-87.
Хайдакские пословицы и поговорки о толерантности // Вопросы кавказского языкознания. Махачкала. ДГУ, Вып. 10. 2014. С. 89-91.
Цветообозначение и символика кайтагской вышивки // Общественно-политический журнал «Народы Дагестана». Махачкала. 2014. №6. С. 60-63.
Формирование и сохранение культуры малых народов в поликультурных условиях // Матер. Всерос. Научно-практической конф. «Проблемы национально ориентированного образования для бесписьменных народов» (СКФ РПА) Махачкала, 18 июня 2014 г. С. 62-68.
Кайтагская вышивка — искусство для жизни // Межд. науч. конф. «Ингушетия в контексте научных проблем и перспектив изучения Кавказа». Магас, 2016. С. 190-194.
Хайдак: историко-этнографическая характеристика. // Матер. 4 межд. конгресса кавказоведов. Тбилиси, 2016. С. 40-44.
Этимология этнонима Хайдак // Матер. международной научной конференции «Кавказоведение: история и современность», посвященной 80-летию И. А. Дахкильгова, 24-26 октября. Магас, 2017. С. 208-214.
Кайтагцы: этнос, язык, быт и культура // Международная научно-практическая конференция «Язык и литература в образовательном и культурном пространстве Юга России и Кавказа». Грозный, 2018. С. 56-60.
Кайтагская вышивка — национальное достояние и душа Кайтага // Матер. международной научно-практической конференции «Новые взгляды на историю Ширвана: факты, гипотезы». Баку, 22-23 сентября 2018 г. https://drive.google.com/file/d/1l1bwCXpeaTphPX1FM1Z3FguXUlrTxm7p/view?usp=drivesdk
Кайтагцы: этнос, язык, быт и культура // Международная научно-практическая конференция «Язык и литература в образовательном и культурном пространстве Юга России и Кавказа». Грозный, 2018. С. 56-60.
Этимология этнонима Хайдак // Матер.международной научной конференции «Кавказоведение: история и современность», посвященной 80-летию И. А. Дахкильгова, 24-26 октября. Магас, 2017. С. 208-214.
Кайтагская вышивка — искусство для жизни // Межд. науч. конф. «Ингушетия в контексте научных проблем и перспектив изучения Кавказа». Магас, 2016. С. 190-194.
Цветообозначение и символика кайтагской вышивки // Общественно-политический журнал «Народы Дагестана». Махачкала, 2014. №6. С. 60-63.
Алиев Б. Г. История аулов Верхнего Кайтага. Рук. ф. ИИЯЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д 175.
Алиева Л. А. Государство и право: Хайдак // Материалы VII Международной научно-практической конференции. Прага, 2011. С. 76-79.
Алимова Б. М. Кайтаги. XIX – начало XXв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Юпитер, 1998.
Бартольд В. В. К вопросу о происхождении кайтаков. Этнографическое обозрение. №1, 2. 1810.
Постановления кайтагского уцмия Рустем-хана // Из истории права народов Дагестана. С. 176-184.
Сулейманкадиева А. Э. Общественно-политическое положение Кайтагского уцмийства и формирование южного и восточного направлений российской внешней политики в XVII-первой половине XVIII вв.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Санкт-Петербург: 2009.
Темирбулатов А. М. Книга кайтагской памяти. Махачкала, 2017.
Шиллинг Е. М. Кайтаки / Сборник очерков по этнографии Дагестана. Рук. ф. ИИЯЛ. Ф. 5. Оп. 1. 1940-1947гг.