27 февраля 2024 г. прошло Открытое заседание семинара Лаборатории исследования и сохранения малых языков. С докладом на тему «Зачем нужен стих: лингвистические особенности стиха в отличие от прозы» выступила Татьяна Владимировна Скулачева (содокладчики: Наталия Анатольевна Слюсарь и Александр Эдмундович Костюк). Видеозапись доклада доступна по ссылке.
Аннотация. Наша главная задача - поиск универсальных различий между стихом ипрозой и объяснение их сути, то есть того, как они влияют на обработку текста и, соответственно, зачем они нужны.
К настоящему моменту нами получен целый ряд статистически значимых результатов по устойчивым лингвистическим различиям стиха и прозы в разных языках, в рамках разных периодов, литературных направлений, индивидуальных стилей (Скулачева, Буякова 2010; Skulacheva 2014; Sulacheva, Kostyuk 2019).
Наблюдается устойчивый рост сочинения в стихе по сравнению с прозой (во всех пока проанализированных русских, французских, испанских, английских, немецких текстах 17-20 вв. стих отличается от прозы того же автора значимо более высоким процентом сочинения); интонация стиха более монотонна (тональная рамка стиха вдвое уже, чем тональная рамка прозы); более информативные слова попадают не на конец синтагмы под синтагматическое ударение, как в прозе, а располагаются непредсказуемо от начала до конца строки; контекст не позволяет выбрать одно значение многозначного слова и т.д.
К нашему удивлению, самыми устойчивыми на всех лингвистических уровнях в стихе оказались закономерности, мешающие легко и быстро понять логику текста. Мы предположили, что найденные закономерности частично подавляют логическое и критическое мышление и компенсаторно активизируют образное. Это подтверждает серия экспериментов на 5 языках (русском, английском, немецком, турецком, корейском) и начавшиеся недавно нейроэксперименты совместно с биологами.
Последний блок наших экспериментов – результат действия описанных лингвистических механизмов. Если в прозе читатель стремится выбрать одну наиболее верную трактовку, постепенно отсеивая менее вероятные другие трактовки, то в стихе каждый информант запускает свою цепочку ассоциаций, основанную на некоторой части наиболее заметных конкретному информанту образов, в результате чего трактовки стиха могут иметь несопоставимо более широкий разброс, исчисляться десятками даже для очень короткого детского стихотворения и часто имеют взаимоисключающий характер. При этом информант полностью доволен своим пониманием стиха и не предполагает существование других вариантов понимания.
Таким образом, статистически доказано существование лингвистических особенностей, отличающих стих от прозы, проведена серия экспериментов, заставляющих предположить, что стих и проза обрабатываются мозгом по-разному, и серия экспериментов, показывающих достаточно неожиданные результаты такой обработки.