Краткая информация
Татский язык – язык татов Северного Кавказа и Азербайджана. На татском также говорит часть горских евреев.
Распространен в некоторых городах Дагестана и других республик Северного Кавказа, на Апшеронском п-ове и северо-востоке Азербайджана (в частности, в г. Куба). Число говорящих в России составляет около 2000 чел. (ВПН-2010).
Самоназвание – тати. Существует несколько альтернативных названий в научной литературе: язык горских евреев, еврейско-татский язык, горско-еврейский язык.
Татский язык имеет 2 диалекта: южный (все говоры Азербайджана, кроме говоров г. Куба и г. Огуз) и северный (говоры городов Куба и Огуз в Азербайджане и говоры на Северном Кавказе).
Таты/горские евреи являются единственным коренным народом Дагестана, исповедующим иудаизм (в Азербайджане проживают также таты-мусульмане и таты-христиане).
Специфическая особенность расселения татов/горских евреев состоит в том, что в силу своего этнокультурного своеобразия и религиозных установлений они селились обособлено – создавали собственные кварталы (магалы) в городах и др. населенных пунктах, в селах или основывали собственные села.
На протяжении ХХ в., в советский период у татов/горских евреев сложился своеобразный способ расселения – они резко изменили уклад жизни и постепенно переместились в города. В настоящее время проживают, за редким исключением, в городах, татских сел не осталось.
Генеалогия
Татский язык относится к юго-западной подгруппе иранской группы индоевропейской языковой семьи. Родственными языками являются персидский, таджикский.
Татский язык имеет 2 диалекта: южный (все говоры Азербайджана, кроме говоров г. Куба и г. Огуз) и северный (говоры городов Куба и Огуз в Азербайджане и говоры на Северном Кавказе). Южный диалект испытывает структурное и лексическое влияние азербайджанского языка, которое в большой степени определяет как междиалектные различия, так и отличия этого диалекта от близкородственных языков.
Распространение
Таты, горские евреи проживают в РФ (в основном – Республика Дагестан, также Кабардино-Балкария, Ставропольский край) и в Азербайджане. В Азербайджане (г. Куба) сохранилась одна из самых многочисленных общин горских евреев (более 5500 чел.). В Дагестане таты/горские евреи проживают в основном в городах Дербент, Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт, Каспийск и Кизляр.
Численность татов/горских евреев постоянно сокращается из-за эмиграции. Только в последнее десятилетие ХХ в. в Израиль на постоянное жительство выехало 12 тыс. чел. [Ибрагимов 2007].
Языковые контакты и многоязычие
В конце 1920–30-х гг. усиливаются контакты еврейско-татского языка с другими языками. Для горских евреев до конца 1920-х гг. в Азербайджане и Южном Дагестане (Дербент) это было сочетание еврейско-татского языка и азербайджанского языка, в Северном Дагестане — еврейско-татского языка и кумыкского языка. В Азербайджане третьим языком являлся армянский и четвертым (для части горских евреев) — удинский, тогда как в Дагестане третьим языком, очевидно, чаще всего служил аварский.
Непосредственные контакты горских евреев с носителями русского языка и в конце 19 в. — начале 20 в. оставались немногочисленными, и русский язык становился компонентом многоязычия лишь для немногих. Это положение существенно изменилось на рубеже 1920–30-х гг.: для горских евреев вторым по значению компонентом характерного для них многоязычия становится русский язык.
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Один из официальных языков Республики Дагестан.
Татский язык относится к младописьменным.
До 1928 г. таты/горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928–1938 гг. использовался алфавит на основе латиницы. В 1938 г. разработан алфавит на основе русской графики (кириллицы). Автор современного татского алфавита – Е. Мататов. Алфавит базируется на фонематическом принципе. Для обозначения специфических фонем использованы диграфы (сочетания разных букв с твердым и мягким знаками русского алфавита и с римской цифрой I). В настоящее время делаются попытки вернуться к латинице.
Современный татский алфавит
А а Б б В в Г г Гь гь ГЪ гъ ГI гI Д д Е е Ё ё Ж ж З з
И и Й й К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у
Уъ уъ Ф ф Х х Хъ хъ Ц ц Ч ч Ш ш Э э Ю ю Я я
Современный литературный язык сформировался на основе северного (дербентского) диалекта и используется только носителями этого диалекта. Таты, проживающие в Азербайджане, используют свой этнический язык только в бытовой сфере, роль литературного языка выполняет азербайджанский.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
Язык используется в дружеском, внутрисемейном общении, в спонтанном неофициальном общении.
Образование
Образование
Средство обучения
Татский язык ограниченно используется в четырех дошкольных учреждениях как средство воспитания.
Предмет изучения
дошкольное
Татский язык изучается как предмет.
школьное
В довоенное время существовало несколько школ с обучением на татском/еврейско-татском языке: в Нальчике существовала одна школа с семилетним обучением, в Дагестане – две семилетние школы, другие школы давали начальное четырехлетнее образование. В 1948–1953 гг. преподавание на татском было отменено.
С 1991 г. язык изучался как предмет в начальных городских школах и факультативно преподавался в старших классах. Однако число учащихся постоянно уменьшалось и к 2015 г. язык перестал функционировать в сфере начального и среднего образования.
По данным Министерства образования РФ, татский язык в Дагестане изучался качестве предмета в начальных и средних городских школах (1–11 кл.): в 2002 г. – в 3 шк. (175 учащихся); в 2007 г. – в 2 шк. (90 учащихся); в 2012 г. – в 1 шк. (19 учащихся); в 2015 г. не преподавался.
среднее профессиональное и высшее
Язык не используется.
Учебно-методическая литература
Учебная и дидактическая литература на татском языке существует. Первый букварь «Таза школа» («Новая школа») Иосефа Хаймовича-Шура и Н. Мазарика был издан в 1921 г. в Баку. В 1927 г. был издан учебник для еврейско-татских школ «Гюл доги» («Горный цветок»).
СМИ
СМИ
Пресса
Первая газета на еврейско-татском языке «Тобуши сабохи» (орган Кавказского районного сионистского комитета) выходила в 1919 г. в Баку. В 1922 г. в Баку начала выходить газета «Корсох» («Рабочий») (орган Кавказского районного комитета, вскоре прекратили свое существование). В 1928 г. в Дербенте выходила газета горских евреев под названием «Захматкаш» («Трудящийся») (в 1938 г. переименована в «Гирмизине астара»), на страницах которой печатались также и азербайджанские таты, пишущие на татском языке. Выпуск газеты в виде еженедельника возобновился в 1975 г.
В Махачкале издается еженедельная республиканская газета «Ватан» («Родина») на татском и русском языках (тираж в 1995 г. – 2035 экз., в 2009 г. – 1 тыс. экз.). Газета имеет электронную версию, где размещаются наиболее интересные материалы номера. Тематика: политика, экономика, сельское хозяйство, литература, общество, образование, здравоохранение, культура, спорт, криминал, интервью, юбилеи и др.
Радио
Радиовещание на татском ведется, время вещания в разные годы различно: в 1995 г. – 3 час. 20 мин. в неделю, в 2004 г. – 16 мин. в день, в 2005 г. – 25 мин. в день).
Телевидение
В настоящее время телепередачи на татском выходят несколько раз в год.
Культура
Культура
Первые любительские театральные коллективы начали возникать в 1920–1930 гг. Ранние многочисленные любительские театральные коллективы легли в основу при создании первого профессионального театра горских евреев в Дербенте (1935).
В настоящее время в г. Махачкала действует Татский народный музыкально-драматический театр.
Наука
Наука
Татский язык практически не используется как язык описания. Изучение языка осуществляется силами сотрудников ИЛИ РАН Дагестана.
Издаются статьи, словари. Имеются публикации в Интернете по проблемам языка.
Фольклор
Фольклор
Издано несколько сборников татского фольклора, например:
Татский фольклор / Сост., предисл. и коммент. X. Авшалумова; Под ред. М. Бахшиева. Махачкала: Даггосиздат, 1940.
Народная сокровищница: Татские народные сказки / Сост. Н.Х. Авшалумова. Махачкала, 1991.
Свод памятников фольклора народов Дагестана: в 20-ти томах. Т. 1: Сказки о животных. М.: Наука, 2011; Т. 2: Волшебные сказки. М.: Наука, 2011; Т. 3: Бытовые сказки. М.: Наука, 2013.
Литература
Литература
Литература состоит преимущественно из оригинальных произведений, создававшихся носителями языка. Имеется также переводная литература, детская литература.
Наибольшее число современных публикаций относится к повествовательным жанрам (рассказы, повести, романы), а также к лирической поэзии. К концу 1920-х гг. ведущим видом литературы стала поэзия. Драматургия была основной формой еврейско-татской литературы и в период ее становления в 1920-х гг. Пьесы для первых горско-еврейских любительских театральных трупп писались их участниками и имели характер либретто.
Издания книг и брошюр на татском языке осуществляется в Дагестане. С 1955 г. по начало 1980-х гг. в Махачкале издаются в среднем одна-две книги художественно-литературного содержания на еврейско-татском языке, которые, практически, не распространяются в местах сосредоточения горских евреев за пределами Дагестана.
С 1992 по 2002 гг. на татском было издано 10 наименований книг и брошюр общим тиражом 9,4 тыс. экз. В 2013–2014 гг. изданий на татском языке не было [Книжная палата 2013 и 2014].
Религия
Религия
Татский язык используется в проповедях, в ритуалах, ежедневных молитвах, обрядах.
Религиозная литература на татском появилась в начале XX в. (до этого в качестве литературного языка и языка религии использовали иврит): первые книги религиозного содержания на татском – Иосеф Сапир «Матлаб сиюнихо» («Цель сионистов», Вильна, 1908, пер. с русского); молитвенник «Кол тфилла» (Вильна, 1909, с параллельным текстом на иврите). Имеется публикация библейского текста: отрывок из Евангелия от Луки 2: 1–20 в книге «Рождество Иисуса Христа» (на 80 языках народов СНГ, ИПБ, 2000).
Некоторые наблюдатели отмечают значительное уменьшение функциональной нагрузки татского языка в сфере религии: уменьшается количество синагог, осталась одна воскресная школа: «общины находятся на грани исчезновения вследствие физического старения своих членов» [Курбанов 2002].
Законодательство
Законодательство
Татский в официальной парламентской и управленческой деятельности не используется. Однако законодательные акты Республики Дагестан публикуются на всех государственных языках республики, включая татский. Законодательные тексты на татском языке: Конституция Республики Дагестан, Закон «О выборах в Народное Собрание Республики Дагестан», Закон «О пенсиях», Закон «О ветеранах».
Административная деятельность
Административная деятельность
В административной сфере, в т. ч. и на уровне местного самоуправления татский язык не используется. Причина этого в особенностях расселения татов, которые живут в основном в городах, где население смешанное и в управлении используется язык межнационального общения, т. е. русский.
Судопроизводство
Судопроизводство
В соответствии с Конституцией Республики Дагестан (гл. 7, ст. 119) судопроизводство в республике ведется на русском языке или на языке большинства населения данной местности и всем участвующим в деле предоставляется право ознакомления с материалами дела на родном языке и право выступления в суде на родном языке с предоставлением переводчика. Фактически татский язык в данной сфере не используется.
Промышленное производство
Промышленное производство
В сфере промышленного производства татский язык не используется. В данной сфере используется русский язык.
Сельскохозяйственное производство
Сельскохозяйственное производство
В настоящее время ввиду сокращения численности сельских жителей уровень использования языка в данной сфере очень низок.
Торговля и сфера обслуживания
В торговле и сфере обслуживания татский язык не используется. В данной сфере используется русский язык.
Транспорт
Транспорт
В сфере транспорта татский язык не используется. В данной сфере используется русский язык.
Интернет
Интернет
Есть электронная версия республиканской газеты «Ватан», на которой публикуются главные статьи номера.
Динамика развития языковой ситуации
В 2002 г. в РФ татским языком владели 3016 чел., в РД – 1792 чел., из них таты – 738, лица др. национальностей – 1714 (в действительности, для абсолютного большинства татский является этническим языком, однако они не назвали себя татами).
В 2010 г. в РФ татским языком владели 2012 чел., в РД – 1249 чел. Величина этнической группы при этом составляла 1585 чел.
В настоящее время владение языком ограничено средними и старшими поколениями.
Специалисты
Gilles Authier
(École Pratique des Hautes Études (Париж, Франция))Специалист в области грамматики. Занимается документацией татского языка в рамках проекта Immocal.
Мурад Сулейманов
(InaLCO (Париж, Франция))Автор монографии, посвященной документации и грамматическому описанию ширванского диалекта татского языка.
Основные публикации
Грамматики и грамматические очерки
Грюнберг А. Л., Давыдова Л. Х. Татский язык // Основы иранского языкознания. Новоиранские языки: западная группа, прикаспийские языки. М., 1982. С. 231–236.
Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 2. Опыт грамматики татского языка. М., 1907.
Anisimov N. Grammatik zuhun Tati. Tsentroizdat, 1932.
Suleymanov M. A Grammar of Şirvan Tat. Beiträge zur Iranistik, vol. 46, 2020.
Словари
Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Татско (еврейско)русский словарь. М., 1997.
Дадашев М. Русскотатский (горскоеврейский) словарь. М., 2006.
Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 1. Тексты и татско-русский словарь. М., 1905.
Публикации текстов
Авшалумова Н. Х. (сост.) Народная сокровищница: Татские народные сказки. Махачкала, 1991.
Бахшиев М. (ред.) Татский фольклор / Сост., предисл. и коммент. X. Авшалумова. Махачкала: Даггосиздат, 1940.
Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 1. Тексты и татско-русский словарь. М., 1905.
Свод памятников фольклора народов Дагестана: в 20-ти томах. Т. 1: Сказки о животных. М.: Наука, 2011; Т. 2: Волшебные сказки. М.: Наука, 2011; Т. 3: Бытовые сказки. М.: Наука, 2013.
Работы по социолингвистике
Абдусаламов А. А., Колесник Н. Г. Татский язык // Письменные языки мира: Языки Российской Федерации: Социолингвистическая энциклопедия. Кн. 1. М., 2000.
Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры. Баку, 1929.
Работы по этнологии
Назарова Е. М, Семенов Г. И. (ред.) История и культура горских евреев. Москва: Всемирный конгр. горских евреев, 2018.
Ресурсы
Корпуса и коллекции текстов
Корпус татского языка был собран в ходе проекта Immocal (разработчики: Ж. Отье, М. Сулейманов, Н. Маммадова). В 2022 г. планируется размещение этого корпуса в открытом доступе на сайте "Малые языки России".
Корпуса и коллекции текстов
Другие электронные ресурсы
Проект Immocal (Imperfective Modalities in Caucasian languages) посвящен типологическому исследованию и документации малоизученных языков Кавказа, в том числе татского.
Данные предоставлены
Источники:
Грюнберг А. Л. Татский язык // Большая российская энциклопедия. Электронная публикация.
Еврейско-татский язык. Электронная еврейская энциклопедия. Электронная публикация.
Колесник Н. Г. Татский язык // Язык и общество. Энциклопедия. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016.
Курбанов Г. Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане // Журнал «Народы Дагестана», №1, 2002.