Татский язык

Краткая информация

Татский язык – язык та­тов Се­вер­но­го Кав­ка­за и Азер­бай­джа­на. На татском так­же го­во­рит часть гор­ских ев­ре­ев.

Рас­про­стра­нен в не­ко­то­рых го­ро­дах Да­ге­ста­на и других рес­пуб­лик Северного Кав­ка­за, на Ап­ше­рон­ском п-ове и се­ве­ро-вос­то­ке Азер­бай­джа­на (в ча­ст­но­сти, в г. Ку­ба). Чис­ло го­во­ря­щих в Рос­сии составляет около 2000 чел. (ВПН-2010).

Самоназвание – тати. Существует несколько альтернативных названий в научной литературе: язык горских евреев, еврейско-татский язык, горско-еврейский язык. 

Татский язык име­ет 2 диа­лек­та: юж­ный (все го­во­ры Азер­бай­джа­на, кро­ме го­во­ров г. Ку­ба и г. Огуз) и се­вер­ный (го­во­ры го­ро­дов Ку­ба и Огуз в Азер­бай­джа­не и го­во­ры на Северном Кав­ка­зе).

Таты/горские евреи являются единственным коренным народом Дагестана, исповедующим иудаизм (в Азербайджане проживают также таты-мусульмане и таты-христиане).

Специфическая особенность расселения татов/горских евреев состоит в том, что в силу своего этнокультурного своеобразия и религиозных установлений они селились обособлено – создавали собственные кварталы (магалы) в городах и др. населенных пунктах, в селах или основывали собственные села.

На протяжении ХХ в., в советский период у татов/горских евреев сложился своеобразный способ расселения – они резко изменили уклад жизни и постепенно переместились в города. В настоящее время проживают, за редким исключением, в городах, татских сел не осталось.

Генеалогия

Татский язык относится к юго-западной подгруппе иранской группы индоевропейской языковой семьи. Родственными языками являются персидский, таджикский.

Татский язык име­ет 2 диа­лек­та: юж­ный (все го­во­ры Азер­бай­джа­на, кро­ме го­во­ров г. Ку­ба и г. Огуз) и се­вер­ный (го­во­ры го­ро­дов Ку­ба и Огуз в Азер­бай­джа­не и го­во­ры на Северном Кав­ка­зе). Южный диа­лект ис­пы­ты­ва­ет струк­тур­ное и лек­сическое влия­ние азербайджанского язы­ка, ко­то­рое в боль­шой сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ет как меж­диалект­ные раз­ли­чия, так и от­ли­чия это­го диа­лек­та от близ­ко­родственных язы­ков.

Распространение

Таты, горские евреи проживают в РФ (в основном – Республика Дагестан, также Кабардино-Балкария, Ставропольский край) и в Азербайджане. В Азербайджане (г. Куба) сохранилась одна из самых многочисленных общин горских евреев (более 5500 чел.). В Дагестане таты/горские евреи проживают в основном в городах Дербент, Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт, Каспийск и Кизляр.

Численность татов/горских евреев постоянно сокращается из-за эмиграции. Только в последнее десятилетие ХХ в. в Израиль на постоянное жительство выехало 12 тыс. чел. [Ибрагимов 2007].

Языковые контакты и многоязычие

В конце 1920–30-х гг. усиливаются контакты еврейско-татского языка с другими языками. Для горских евреев до конца 1920-х гг. в Азербайджане и Южном Дагестане (Дербент) это было сочетание еврейско-татского языка и азербайджанского языка, в Северном Дагестане — еврейско-татского языка и кумыкского языка. В Азербайджане третьим языком являлся армянский и четвертым (для части горских евреев) — удинский, тогда как в Дагестане третьим языком, очевидно, чаще всего служил аварский.

Непосредственные контакты горских евреев с носителями русского языка и в конце 19 в. — начале 20 в. оставались немного­численными, и русский язык становился компонентом многоязычия лишь для немногих. Это положение существенно изменилось на рубеже 1920–30-х гг.: для горских евреев вторым по значению компонентом характерного для них многоязычия становится русский язык. 

Функционирование языка

Один из официальных язы­ков Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан.

Татский язык относится к младописьменным.

До 1928 г. таты/горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928–1938 гг. использовался алфавит на основе латиницы. В 1938 г. разработан алфавит на основе русской графики (кириллицы). Автор современного татского алфавита – Е. Мататов. Алфавит базируется на фонематическом принципе. Для обозначения специфических фонем использованы диграфы (сочетания разных букв с твердым и мягким знаками русского алфавита и с римской цифрой I). В настоящее время делаются попытки вернуться к латинице.

Современный татский алфавит

А а Б б В в Г г Гь гь ГЪ гъ ГI гI Д д Е е Ё ё Ж ж З з

И и Й й К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у

Уъ уъ Ф ф Х х Хъ хъ Ц ц Ч ч Ш ш Э э Ю ю Я я

Современный литературный язык сформировался на основе северного (дербентского) диалекта и используется только носителями этого диалекта. Таты, проживающие в Азербайджане, используют свой этнический язык только в бытовой сфере, роль литературного языка выполняет азербайджанский.

Динамика развития языковой ситуации

В 2002 г. в РФ татским языком владели 3016 чел., в РД – 1792 чел., из них таты – 738, лица др. национальностей – 1714 (в действительности, для абсолютного большинства татский является этническим языком, однако они не назвали себя татами).

В 2010 г. в РФ татским языком владели 2012 чел., в РД – 1249 чел. Величина этнической группы при этом составляла 1585 чел.

В настоящее время владение языком ограничено средними и старшими поколениями.

 

Специалисты

Gilles Authier
(École Pratique des Hautes Études (Париж, Франция))

Специалист в области грамматики. Занимается документацией татского языка в рамках проекта Immocal

Мурад Сулейманов
(InaLCO (Париж, Франция))

Автор монографии, посвященной документации и грамматическому описанию ширванского диалекта татского языка.

Основные публикации

Грамматики и грамматические очерки

Грюнберг А. Л., Давыдова Л. Х. Татский язык // Основы иранского языкознания. Новоиранские языки: западная группа, прикаспийские языки. М., 1982. С. 231–236.

Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 2. Опыт грамматики татского языка. М., 1907. 

Anisimov N. Grammatik zuhun Tati. Tsentroizdat, 1932.

Suleymanov M. A Grammar of Şirvan Tat. Beiträge zur Iranistik, vol. 46, 2020.

 

Словари

Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Татско (еврейско)­русский словарь. М., 1997. 

Дадашев М. Русско­татский (горско­еврейский) словарь. М., 2006.

Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 1. Тексты и татско-русский словарь. М., 1905. 

 

Публикации текстов

Авшалумова Н. Х. (сост.) Народная сокровищница: Татские народные сказки. Махачкала, 1991.

Бахшиев М. (ред.) Татский фольклор / Сост., предисл. и коммент. X. Авшалумова. Махачкала: Даггосиздат, 1940.

Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 1. Тексты и татско-русский словарь. М., 1905. 

Свод памятников фольклора народов Дагестана: в 20-ти томах. Т. 1: Сказки о животных. М.: На­ука, 2011; Т. 2: Волшебные сказки. М.: Наука, 2011; Т. 3: Бытовые сказки. М.: Нау­ка, 2013.

 

Работы по социолингвистике

Абдусаламов А. А., Колесник Н. Г. Татский язык // Письменные языки мира: Языки Российской Федерации: Социолингвистическая энциклопедия. Кн. 1. М., 2000.

Миллер Б. В. Таты, их расселение и говоры. Баку, 1929.

Работы по этнологии

Назарова Е. М, Семенов Г. И. (ред.) История и культура горских евреев. Москва: Всемирный конгр. горских евреев, 2018. 

Ресурсы

Корпуса и коллекции текстов

Корпус татского языка был собран в ходе проекта Immocal (разработчики: Ж. Отье, М. Сулейманов, Н. Маммадова). В 2022 г. планируется размещение этого корпуса в открытом доступе на сайте "Малые языки России".

Корпуса и коллекции текстов

Другие электронные ресурсы

Проект Immocal

Проект Immocal (Imperfective Modalities in Caucasian languages) посвящен типологическому исследованию и документации малоизученных языков Кавказа, в том числе татского. 

Данные предоставлены

Источники:

Грюнберг А. Л. Татский язык // Большая российская энциклопедия. Электронная публикация.

Еврейско-татский язык. Электронная еврейская энциклопедия. Электронная публикация.

Колесник Н. Г. Татский язык // Язык и общество. Энциклопедия. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016.

Курбанов Г. Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане // Журнал «Народы Дагестана», №1, 2002.

Фотографии