Краткая информация
Ассирийцы оказались на территории России в ходе трёх миграционных волн. Первая волна была после Туркманчайского договора в 1828 году, когда ассирийцы оказались разделены границей между Россией и Персией. Многие ассирийцы оказались под суверенитетом России и тысячи их родственников пересекли границу, чтобы присоединиться к ним. Вторая волна была в результате геноцида во время и после Первой мировой войны. Тогда в Советской России оказалось около 30 тыс. ассирийцев, часто без документов. Большинство их жило в лагерях беженцев на юге России до 1920-х годов, а затем расселялись оттуда в Петроград, Москву, Ростов и на Кубань. Третья волна пришла после Второй мировой войны, когда Москва безуспешно пыталась создать зависимое государство в Иранском Курдистане. Советские войска были выведены из Ирана в 1946 году и оставили ассирийцев, которые подверглись точно такому же геноциду, как и во время геноцида от турок 30 лет назад. Опять же, многие ассирийцы нашли убежище в Советском Союзе, на этот раз они в основном осели в городах. С 1937 по 1959 год численность ассирийцев в СССР выросла на 587,3 %. В СССР в 30-е годы ассирийцы подверглись гонениям из-за религии и преследованиям. В 1930 - 1950-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям и высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь.
Оседлый образ жизни, занятия – сельское хозяйство и ремёсла (в городах – часто обувной бизнес). Вероисповедание – традиционно Ассирийская церковь Востока, часто называемая несторианской, и Халдейская католическая церковь (в основном у ботэ), возникшая в результате унии членов Ассирийской церкви Востока с Ватиканом; в Росси у многих (вероятно, у большинства) – православие, которое большинство ассирийцев не отличает от учения Ассирийской церкви Востока.
Самоназвание: ܐܬܘܪܝܐ ܣܘܪܝܝܐ, ܣܘܪܝܬ ܣܘܪܝܝܐ
Генеалогия
Относится к северо-восточной группе новоарамейских языков западносемитской ветви семитской семьи афроазиатской макросемьи. Северо-восточные новоарамейские языки представляют диалектный континуум, возможно несколько языков. На основе урмийского диалекта основан современный литературный язык.
Распространение
Единственный населённый пункт России, в котором большинство жителей является ассирийцами, является село Урмия в Курганинском районе Краснодарского края, где представлен в основном урмийский диалект, но также имеются и другие диалекты. Дисперсно расселены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. В городах Новопавловск, Крымск, Краснодар ассирийцы это в основном переселенцы из Закавказья, в том числе носители (северо)бохтанского языка, наиболее своеобразного из северо-восточных новоарамейских.
Языковые контакты и многоязычие
В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие аИсторически часто встречалось владение курдскими и армянскими диалектами той территории, где проживали носители ассирийского, а также владение государственными языками страны проживания: в Османской империи - турецкий и иногда арабский, в Персии – персидский. Сейчас в России распространено повсеместное владение русским, но часто встречается и владение унаследованными от предыдущих мест обитания языками (часто армянский, реже – грузинский и азербайджанский).
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Не имеет никакого юридического статуса.
Письменность справа налево, основана на восточносирийском варианте сирийского алфавита. Сирийское письмо – консонантное алфавитное письмо, появившееся в I в. н.э. и развившееся из арамейского. Современный алфавит состоит из 22 букв. Исторически письменным языком ассирийцев был классический сирийский язык, ставший мёртвым в раннем Средневековье. Примерно с XVI в. появляются примеры использования сирийского письма для новоарамейских языков, с XIX века письменность на них развивается активно. В 30-ые годы ХХ века в СССР для литературного ассирийского была разработана и некоторое время использовалась письменность на основе латиницы. В настоящее время сирийским письмом среди российских ассирийцев владеют лишь единицы. Часто для записи новоарамейских диалектов употребляется кириллица, используемая без какого-либо единого стандарта. Известны примеры издания текстов на литературном ассирийском в кириллической записи.
На урмийском диалекте основан и начал развиваться с середины XIX века литературный язык, часто называемый просто ассирийским языком. Именно он преподаётся во всех местах, где преподают ассирийский язык, а также используется в литературе и прессе. Носители обычно общаются на своих диалектах.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
Используется в качестве языка семейно-бытового общения.
Образование
Образование
В селе Урмия факультативно преподаётся в школе, в некоторых других городах есть частные кружки и/или курсы ассирийского языка.
СМИ
Культура
Наука
Фольклор
Фольклор
У ассирийцев сохранился богатый устный фольклор: пословицы, поговорки, сказки, танцы. К их числу относится и героический эпос Катыне Габбара.
Литература
Законодательство
Административная деятельность
Судопроизводство
Промышленное производство
Сельскохозяйственное производство
Торговля и сфера обслуживания
Транспорт
Интернет
Динамика развития языковой ситуации
В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёхъязычны, владея, помимо своего родного языка, языками окружения — арабским, курдским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
По данным переписи населения 2002 года в России было 13 649 ассирийцев. 7762 из них (56,9 %) указали ассирийский язык как родной.
Структура языка
Фонетика
Фонетика
Фонетический состав ассирийского: m, n, p, b, t, d, tˤ, tʃ, dʒ, k, ɡ, q, ʔ, s, z, sˤ, ʃ, f, θ, ð, x, (ɣ), (ʕ), h, w, l, j, r.
Некоторые носители могут произносить /q/ как [k]. В урмийских диалектах /g/ произносится как [dʒ], /k/ может произноситься как [tʃ].
Синтаксис
Синтаксис
Порядок предложения весьма свободный, хотя номинально считается SVO. Номинативно-аккузативная стратегия кодирования актантов, но имеется и эргативная конструкция.
Лексика
Лексика
В современном ассирийском языке, помимо исконной лексики (gavra «мужчина», xaya «жить», tla «3»), встречаются заимствования из арабского языка (dars «урок», sabab «причина»), персидского языка (hammaša «всегда», pardesa «рай»), турецкого языка (gami «корабль», tammuze «очищать»), курдского языка (yan «или», kirviš «заяц»).