Краткая информация
Калмаки – небольшая этническая группа, проживающая на северо-западе Кемеровской области – в деревнях Зимник, Большой Улус и Сарсаз (недалеко от города Юрги), а также в д. Юрты-Константиновы, расположенной к северо-востоку от Юрги, ближе к Томской области. В XVII–XIX вв. этноним «калмаки» относился также к другим группам коренного населения юга Сибири и Центральной Азии – предкам калмыков, телеутов, отдельных групп алтайцев и т.д. Происхождение этноса восходит к XVII веку, когда небольшая группа телеутов из центральных районов нынешней Кемеровской области (Приобских степей) переселилась на р. Искитим. Далее этнос, утратив контакты с телеутами, стал формироваться под влиянием новых соседей – сначала сибирских (томских) татар, а в XX в. переселенных в эти земли поволжских татар.
Самоназвание народа — калмак, калмык, татар. Величина этнической группы, по экспертным оценкам, не превышает 200 человек. В переписи калмаки как этнос отдельно не выделяются.
Калмакский язык выделятся в качестве отдельного языка только некоторыми исследователями – ввиду обособленной судьбы этноса. Другие же исследователи определяют его как калмакский говор томского диалекта сибирскотатарского языка. В переписи населения язык не включается. Носителей насчитывается менее 50 человек, все они – представители старшего поколения.
По вероисповеданию калмаки — мусульмане-сунниты. Ислам приняли в конце XVIII в. под влиянием переселенцев из Поволжья и Средней Азии (так. наз. «бухарцев»). В XIX в. калмаки, проживающие в дд. Шалай и Усть-Искитим, тесно соседствуя с русскими крестьянами-переселенцами, приняли православие, однако к настоящему моменту подверглись полной ассимиляции.
Генеалогия
Калмакский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе центрально-восточной группы тюркских языков наряду с киргизским, алтай-кижи, телеутским, теленгитским. Диалекты не выделяются.
Распространение
Калмаки проживают в Кемеровской области – в деревнях Зимник, Большой Улус и Сарсаз (Юргинский район), а также в д. Юрты-Константиновы (Яшкинский район).
Языковые контакты и многоязычие
На данный момент все калмаки знают русский язык, некоторые из них также владеют литературным татарским языком. Ранее основные контакты были с эуштинско-чатским говором сибирских татар и с диалектами поволжских татар.
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Юридического статуса не имеет.
Бесписьменный язык.
Литературная норма отсутствует.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
Основной сферой использования калмакского языка является семейно-бытовое общение.
Образование
Образование
Калмакский язык в образовании не используется.
СМИ
СМИ
Ни в прессе, ни на радио, ни на телевидении калмакский язык не используется.
Культура
Культура
Актуальных данных об использовании калмакского языка в области культуры на данный момент нет. В д. Юрты-Константиновы в национальном культурном центре находится музей калмакской культуры, созданный в 1990 г., но нет сведений о том, используется ли в работе музея калмакский язык. Известно, что в д. Юрты-Константиновы организуются национальные праздники, но про функционирование на них калмакского языка также неизвестно. В деревне существует также калмакский ансамбль, однако песни исполняет на литературном татарском.
Наука
Наука
В сфере науки калмакский язык не используется.
Фольклор
Фольклор
Люди старшего возраста помнят песни и сказки на калмакском языке. При этом более молодые калмаки поют в основном на русском и татарском. Коллекции фольклорных произведений не изданы.
Литература
Литература
Литература на калмакском языке не создается. В этой сфере используются русский и иногда литературный татарский языки. Известно, что в библиотеке д. Юрты-Константиновы книги в основном на русском и только некоторые - на литературном татарском.
Религия
Религия
В исламской религиозной сфере функционирует арабский язык. Об использовании калмакского языка в сфере религии нет данных.
Законодательство
Законодательство
В судопроизводстве калмакский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Административная деятельность
Административная деятельность
В административной деятельности калмакский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Судопроизводство
Судопроизводство
В судопроизводстве калмакский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Промышленное производство
Промышленное производство
В промышленном производстве калмакский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Сельскохозяйственное производство
Сельскохозяйственное производство
Возможно использование калмакского языка в традиционных занятиях калмаков старшего поколения.
Торговля и сфера обслуживания
Торговля и сфера обслуживания
В торговле и сфере обслуживания калмакский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Транспорт
Транспорт
В сфере транспорта калмакский язык не используется. В этой сфере используется русский язык.
Интернет
Интернет
Калмакский язык практически не используется в Интернет.
Динамика развития языковой ситуации
За последние 30 лет отмечается все ускоряющаяся утрата калмаками своих языка и культуры и их ассимиляция, при этом, будучи мусульманами, калмаки активно ассимилируются не с русским, а с татарским окружением - это отражается и в материальной культуре, и в обычаях. Поэтому помимо русского существует ориентация и на татарский язык. Так, например, созданный в Юртах Константиновых в начале 1990-х гг. калмацкий ансамбль поет песни не на калмацком, а на татарском языке, и одежда для выступлений у них тоже не калмацкая, а татарская.
Структура языка
Фонетика
В калмакском языке насчитывается 8 гласных и 20 согласных фонем.
Фонетика
Вокализм включает 8 гласных фонем (/а/, /е/, /о/, /ͻ/, /ы/, /и/, /ö/, /ӱ/). В языке калмаков отсутствует фонема типа /у/, но функционируют две фонемы типа /о/: одна закрытая, вторая – открытая, гортанно-округленная, соответствует гласному /у/ в др. языках, напр.: калмакское ͻн – шорское ун ‘мукá’, тͻс – шорское, телеутское тус ‘соль’. В некоторых словах констатируется чередование гласных ͻ – у, напр.: ͻрман – урман ‘лес’, ͻран – уран ‘место’. В таких словах, как бу ‘этот, эта, это’, су ‘вода’, а также в аффиксе обладания на -лу гласный у сохраняется всегда. В языке можно подобрать полные квазиомонимы, например: он ‘десять’ – ͻн ‘мукá’. От наличия той или иной гласной типа о в основе слова зависит лабиальная гармония или, точнее, ее наличие или отсутствие. После лабиализованных гласных типа о аффикс мн. ч., а также некоторые падежные аффиксы имеют варианты с широким лабиализованным гласным (лабиальная гармония гласных алтайского типа), напр.: оннор ‘десятки’, онғо ‘к десяти’, онноң ‘из десяти’ и, наоборот, после ͻ лабиальная гармония по широкому гласному нарушается: ͻннар ‘мукá (разных сортов)’, ͻнға ‘к муке’, ͻннаң ‘из муки’. Наличием двух гласных типа /о/ язык калмаков выделяется на фоне других тюркских языков, сближаясь с корейским, в вокальной системе которого также есть открытая /о/. Представлено удлинение или дифтонгоидное произношение начальных широких гласных типа /а/, /е/, /о/, /ö/.
Консонантизм представлен 20 согласными фонемами. Констатируется слабая ассимиляция согласных по глухости-звонкости. Согласные фонемы противопоставлены: по глухости-звонкости, по напряженности. Наличие двух степеней палатализации в составе мягкорядных словоформ – слабой и умеренной, – которые являются фонематическими признаками. Структура слога – VC, CV(C), VCC, CVCC, CCVC. Любое слово, начинающееся с гласного, имеет гортанный приступ.
Морфология
Морфологический тип языка: агглютинативный
Морфология
Морфологический тип языка: агглютинативный. Традиционно выделяются существительные, прилагательные, числительные, послелоги, местоимения, глаголы, наречия, послелоги, союзы, частицы и междометия. В системе имен присутствуют категории числа, падежа, принадлежности и лица. В системе глаголов имеются формы залогов, категории вида, лица, числа, наклонения.
Синтаксис
Базовый порядок слов преимущественно SOV, хотя не строгий. Номинативно-аккузативная стратегия кодирования актантов.
Синтаксис
Базовый порядок слов преимущественно SOV, хотя не строгий. Номинативно-аккузативная стратегия кодирования актантов, левое ветвление. Сложные предложения чаще образуются при помощи нефинитных форм. Существенных синтаксических отличий от других тюркских языков не наблюдается.
Лексика
В калмакском языке большинство заимствований из русского и татарского языков.
Лексика
В калмакском языке большинство заимствований из русского и татарского языков.
Специалисты
Николай Сергеевич Уртегешев
(Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия)Автор основных работ по калмакскому языку (лексика, фонетика, социолингвистика).
Основные публикации
Грамматики и грамматические очерки
Уртегешев Н.С. Калмакский язык // Язык и общество. Энциклопедия. — М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016 — С.186-189
Уртегешев Н.С. Калмаков язык // Сибирская историческая энциклопедия. — T. II. — Новосибирск, 2009. — С. 17.
Публикации текстов
Уртегешев Н.С. Образцы лексики на языке калмаков // Широбокова Н.Н. (отв. ред.) Экспедиционные материалы по языкам народов Сибири. (1995-2012). — Новосибирск, 2012. — С. 74-140.
Избранные работы по отдельным аспектам грамматики
Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар в отношении к татарскому и другим тюркским языкам: Автореф. дис. … докт. филол. наук. — М., 1969.
Тумашева Д. Г. Диалекты сибирских татар: опыт сравнительного исследования. — Казань, 1977.
Уртегешев Н.С., Бабыкова С. А. Консонантизм в языке калмаков // Гум. науки в Сибири. — Новосибирск, 2005. — № 4.
Работы по социолингвистике
Кимеев В. М., Кривоногов В. П. Этнические процессы у калмаков (опыт интервального исследования) // Научное обозрение Саяно Алтая. История России и её регионов. — Абакан: ГБУ РХ «Хакасское книжное издательство», 2012. — № 1 (3). — С. 113—123.
Данные предоставлены
Источники:
Кимеев В. М., Кривоногов В. П. Этнические процессы у калмаков (опыт интервального исследования) // Научное обозрение Саяно Алтая. История России и её регионов. — Абакан: ГБУ РХ «Хакасское книжное издательство», 2012. — № 1 (3). — С. 113—123.
Уртегешев Н.С. Калмакский язык // Язык и общество. Энциклопедия. — М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. — С.186-189