Краткая информация
Худуцкий даргинский является одноаульной языковой разновидностью даргинского языка, которая используется в с. Худуц Дахадаевского района Республики Дагестан (1 746 метров над уровнем моря). Приблизительная численность этнической группы – около 600 человек; в силу активных процессов миграции жителей села в города число постоянно проживающих в селе значительно меньше, нежели по официальным данным – около 80 человек. Число носителей, по-видимому, менее 600.
Худуцинцы называет свое село Худец|ла шши [χudec'la š:i] (село Худуц), диалект – Худец|ла гъай [χudec’ila ʁaj] (худуцкий язык). Есть предание, что название села образовалось от двух слов, которые произнесли заблудившиеся путешественники, увидев собак и огни в домах: «худе» (собаки) и «цIа» (огонь). Впоследствии оба слова слились в одно Худе-цIа – ХудуцI, и это название якобы закрепилось за селением.
Традиционные занятия худуцинцев – огородничество и скотоводство; вероисповедание – ислам.
Генеалогия
Худуцкий даргинский относится к тем разновидностям даргинского языкового континуума, которые на данный момент практически не описаны и не могут быть однозначно отнесены к тому или иному языку. В частности, худуцкий имеет общие черты с сирхинскими диалектами, с санжинским и ицаринским, а также с амухским и кункинским даргинским. Сходство с последними может объясняться контактным влиянием, т.к. селения расположены довольно близко друг от друга.
Согласно [Раджабова 2012], село было образовано в 709 году до н.э. для урегулирования споров между тремя ханами. Было решено отрезать по 4 хозяйства от владений Ахтынского, Кумухского ханств и Кайтагского уцмия, и поселить их на спорной территории. Таким образом, худуцинцы являются потомками трех национальностей – лакцев, агульцев, даргинцев. В настоящее время, однако, специалисты не находят худуцком даргинском каких-либо черт лакского и агульского, которые можно было бы считать результатом древнего ареального влияния.
Распространение
Изначально худуцкий даргинский является языком одного селения. В настоящее время, однако, худуцинцы живут также в Махачкале, Каспийске и других крупных населённых пунктах.
Название населенного пункта |
Численность населения |
Диалект |
Численность этнической группы |
Количество носителей |
Год и источник данных |
с. Худуц (Дахадаевский район) |
425 |
нет |
425 |
600 |
перепись 2010 г.; данные администрации и Д.С. Ганенкова |
Языковые контакты и многоязычие
Все жители села, кроме родного языка, владеют русским и учили в школ литературный даргинский, который довольно сильно отличается от худуцкого. Люди, которые приезжают в Худуц в результате смешанных браков, постепенно ассимилируются и выучивают худуцкий.
Жители Худуца и ближайших селений – Кунки, Ашты (где население использует аштинский диалект кубачинского), Дирбакмахи и Амух – довольно хорошо понимают друг друга в силу постоянных контактов, однако разговаривают каждый на своем диалекте. При опросе они хорошо осознают различие между соседними языковыми разновидностями.
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Худуцкий даргинский не имеет собственного юридического статуса и лингвистами классифицируется как один из диалектов даргинского языкового континуума. Даргинский литературный язык является одним из официальных языков Республики Дагестан.
Худуцкий даргинский не имеет собственной системы орфографии; носители делают записи на литературном даргинском, игнорируя некоторые фонематические противопоставления, релевантные для худуцкого.
Литературная норма, которая используется в даргинском языковом континууме, опирается на акушинский и урахинский диалекты севернодаргинского языка. Носители худуцкого даргинского могут использовать литературную норму, несмотря на то, то она не отражает некоторые фонематические различия, релевантные для худуцкого.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
В семейно-бытовом общении широко используется худуцкий даргинский.
Образование
Образование
В Худуце работает средняя школа. В образовательном процессе худуцкий может использоваться как средство неформального общения, однако основное обучение ведется на русском языке. На уроке родного языка школьники изучают литературный даргинский, который относится к другой ветви даргинских языков и довольно сильно отличается от худуцкого. Учебная и учебно-методическая литература существует только на литературном даргинском. Языковых курсов по худуцкому нет.
СМИ
СМИ
В СМИ используется литературный даргинский, который демонстрирует существенные отличия от худуцкого диалекта.
Культура
Культура
Все культурные и художественная произведения создаются на литературном даргинском, который демонстрирует существенные отличия от худуцкого диалекта. Местные культурные мероприятия в селе проводятся на худуцком даргинском.
Наука
Наука
В научной сфере используется литературный даргинский, который демонстрирует существенные отличия от худуцкого диалекта.
Фольклор
Фольклор
В сельском клубе Худуца есть записи текстов на худуцком диалекте.
Литература
Литература
В художественной литературе используется литературный даргинский, который демонстрирует существенные отличия от худуцкого диалекта.
Религия
Религия
Религиозные обряды совершаются, в основном, на арабском языке.
Законодательство
Законодательство
Законы и официальные документы публикуются на русском языке.
Административная деятельность
Административная деятельность
Худуцкий диалект не используется в официальной административной деятельности, однако в устной форме он может использоваться администрацией села.
Судопроизводство
Судопроизводство
Судопроизводство ведется на русском языке.
Промышленное производство
Промышленное производство
В с. Худуц нет промышленного производства.
Сельскохозяйственное производство
Сельскохозяйственное производство
В устном неформальном общении используется худуцкий даргинский.
Торговля и сфера обслуживания
Торговля и сфера обслуживания
В с. Худуц есть магазин, где происходит неформальное общение на родном языке.
Транспорт
Транспорт
Худуцкий даргинский активно используется в маршрутках.
Интернет
Интернет
Официальных сайтов на худуцком не существует. На худуцком (или смешанном с литературным) пишут в группах tut_hudutsant и tut_huduc в Инстаграмм.
Динамика развития языковой ситуации
Согласно переписи 2010 г. в с. Худуц проживает 425 жителей, однако более новые данные администрации дают цифру 80 жителей [Ganenkov in press]. Все они владеют худуцким и русским языком; большинству жителей, постоянно проживающих в селе, более 50 лет.
По данным переписей населения, численность села с 1970 г. до 2002 г. менялась незначительно, колеблясь в рамках 510–530 человек; уже в 2010 г. она составила 425 человек. Однако по субъективным оценкам, эта цифра еще тогда была завышена, т.к. учитывала все население, прописанное в Худуце. Между тем, многие семьи переезжали в Махачкалу, Каспийск и другие крупные населённые пункты Дагестана. По данным статьи «Худуц и худуцинцы» (Край родной, 18.08.2011, https://midag.ru/2011/08/18/khuduts_i_khudutsintsy/), в 2011 г. в Худуце проживало около 150 человек; в школе обучалось 27 детей.
Дети, которые растут вне села, ходят в школы, где учатся представители самых разных национальностей; языком-посредником и языком обучения является русский язык. Многие из них приезжают в родное село на каникулы и там выучивают родной диалект, однако не становятся компетентными носителями.
Причиной миграций в города является нехватка рабочих мест в селе. В настоящее время в с. Худуц работает мечеть, школа, клуб, магазин, однако эти учреждения не обеспечивают в полной мере всеобщую занятость. В силу этого, молодёжь в основном ищет работу в городах и крупных населённых пунктах Дагестана и приезжает в Худуц лишь на праздники и школьные каникулы. В городах худуцинцы чаще всего селятся в многоквартирных домах, где они контактируют с представителями самых разных национальностей – аварцы, лезгины, кумыки и другие народы Дагестана. Результатом миграции является переход на русский язык.
Худуцинцы употребляют родной диалект, когда пишут смс и в социальных сетях; в Инстаграмм есть группы @tut_hudutsant и tut_huduc. Однако использование худуцкого диалекта затрудняется тем фактом, что худуцкий даргинский не имеет разработанной системы орфографии. В результате, носители опираются на литературное написание, которое не отражает всех фонологических различий, релевантных для худуцкого. Если же они осознают, что худуцкое слово сильно отличается от литературного, то заменяют его на литературное даргинское или на русское слово.
Исследование языка
Худуцкий диалект упоминался в ряде работ по даргинской диалектологии и в общих работах по даргинским языкам. Подробные исследования худуцкого даргинского стали появляться в результате полевой работы Н. Р. Сумбатовой, Р.О. Муталова, Д.С. Ганенкова и Н.В. Сердобольской, начиная с 2008 г.
Специалисты
Ганенков Д.С.
(Берлин, Германия)Автор грамматического очерка и ряда публикаций по синтаксису худуцкого даргинского; проводит полевые исследования худуцкого диалекта, начиная с 2008 г.
Муталов Р.О.
(Москва, Россия)Полевые исследования; публикации по даргинской диалектологии.
Сердобольская Н.В.
(Москва, Россия)Полевые исследования в 2008–2012 гг.; публикации по синтаксису худуцкого даргинского.
Сумбатова Н.Р.
(Москва, Россия)Полевые исследования, начиная с 2008 г.
Научные центры
Основные публикации
Грамматики и грамматические очерки
Ganenkov D. Khuduts Dargwa. Accepted for publication in Maisak, Timur and Yuri Koryakov (eds.), The Caucasian Languages: An International Handbook. Mouton de Gruyter.
Избранные работы по отдельным аспектам грамматики
Ганенков Д.С. Инфинитив в даргинском языке и типология контроля. Вопросы языкознания 2012. №2, 93-108.
Ганенков Д.С. Реконструкция эволюции конъюнктива в даргинских языках. Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2016. Т. 12. № 1. С. 53-64.
Муталов Р.О. Образование футурума в южных диалектах даргинского языка. Материалы 4-й региональной конференции. Владикавказ, 2003
Сердобольская Н.В. Семантика конструкций с сентенциальными актантами в кункинском варианте даргинского языка https://www.academia.edu/8506807/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D1%81_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%B2_%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0
Сердобольская Н.В. «Morphosyntax of complement clauses in East Caucasian languages: long-distance agreement» (Морфосинтаксис актантных предложений в нахско-дагестанских языках: прозрачное согласование). XVI конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, 21.11.2019 https://www.youngconfspb.com/xvi-konferenciya-2019-g/materialy-xvi-konferencii-po-tipologii-i-grammatike-dlya-molodyh-issledovatelej-hendauty-prezentacii
Сумбатова Н.Р. 2010. Конструкции глагольных предложений в диалектах даргинского языка. // Вестник СПбГУ. Сер. 13. Вып. 4. Востоковедение. Африканистика. С. 108–124.
Сумбатова Н.Р. 2010. Связки в даргинском языке: оппозиции и употребление. // Вопросы языкознания, № 5, 2010. С.44–62.
Сумбатова Н.Р. Антипассивная конструкция и переходность в даргинском языке. Труды Института лингвистических исследований. В печати.
Работы по социолингвистике
Коряков. Ю. Б. Даргинские языки и их классификация. Дурхъаси хазна. Сборник статей к 60-летию Р. О. Муталова / Ред. Т. А. Майсак, Н. Р. Сумбатова, Я. Г. Тестелец. М.: Буки Веди, 2021.
Муталов Р.О. Диалектология даргинского языка. Рабочая программа курса. ИПЦ ДГУ, Махачкала, 2008. с. 18.
Халилов М. Ш. Cловарь языков, диалектов и говоров народов Дагестана: сопоставление основной лексики. Вестник Института ЯЛИ, 2012, № 2.
Ресурсы
Корпуса и коллекции текстов
Корпуса и коллекции текстов на худуцком отсутствуют.
Корпуса и коллекции текстов
Другие электронные ресурсы
Данные предоставлены
Данные о численности худуцинцев взяты из материалов переписи 2010 г. и оценок Д.С. Ганенкова. Заметки о грамматике составлены по результатам полевых записей, сделанных в 2008–2012 гг. в Худуце Н.Р. Сумбатовой, Д.С. Ганенковым, Н.В. Сердобольской и В.Л. Цукановой.
Фотографии сделаны Н.В. Сердобольской и В.Л. Цукановой.
Источники:
Ganenkov D. Khuduts Dargwa. Accepted for publication in Maisak, Timur and Yuri Koryakov (eds.), The Caucasian Languages: An International Handbook. Mouton de Gruyter.
Худуц. ДагПравда, 25.08.11 http://dagpravda.ru/kultura/huduc/
Муталов Р.О. К проблеме разграничения даргинских языков и диалектов // Журнал международных исследований "The Newman in foreign policy", том 6, № 57 (101), Красноярск, 2020. с. 6-8.
Муталов Р.О., Мусаев М.-С.М., Гасанова У.У. Современный даргинский язык. Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Учебно-методический комплекс. ИПЦ ДГУ. Махачкала, 2009.
Муталов Р.О. Глагол даргинского языка. Махачкала, 2002.
Коряков. Ю. Б. Даргинские языки и их классификация. Дурхъаси хазна. Сборник статей к 60-летию Р. О. Муталова / Ред. Т. А. Майсак, Н. Р. Сумбатова, Я. Г. Тестелец. М.: Буки Веди, 2021.
Муталов Р.О. Диалектология даргинского языка. Рабочая программа курса. ИПЦ ДГУ, Махачкала, 2008. с. 18.
Раджабова А.М. Уникальный и древний Худуц. Народы Дагестана, №5. 2012, 26.12.2012. http://www.narodidagestana.ru/vipusk/26/stat/unikalniy_i_drevniy_huduc/
Халилов М. Ш. Cловарь языков, диалектов и говоров народов Дагестана: сопоставление основной лексики. Вестник Института ЯЛИ, 2012, № 2.
«Худуц и худуцинцы» (Край родной, 18.08.2011, https://midag.ru/2011/08/18/khuduts_i_khudutsintsy/