Краткая информация
Карагаши (прежднее название — кундровские татары, на данный момент кундровскими татарами называется этническая группа, говорящая на диалекте юртовско-татарского языка) проживают в проживающих в Красноярском, Приволжском, Харабалинском районах Астраханской области и в микрорайоне Бабаевском г. Астрахани. Как отдельная этническая группа долго не рассматривались, ранее причислялись к астраханским татарам (ногайцам) наряду с алабугатскими и юртовскими татарами. Самоназвание — карагаш-ногай. Этноним трактуется как производное от кара агаш ‘темный лес’ и связан с топонимом Карагач — урочищем, где по преданию укрывались предки карагашей (совр. станция «Темнолесская», Ставропольский край) [Викторин 2023].
Этническая группа карагашей, по оценке Скрыльниковой Ж.Х. (основанной на полевых данных) — около 10 000 человек. При этом в переписи 2010 г. карагашами себя назвали только 16 человек. Разные оценки численности возникают из-за того, что во многих случаях карагаши причисляют себя либо к астраханским татарам, либо к ногайцам. Карагашский язык ранее считался диалектом ногайского языка наряду с другими языками астраханских ногайцев — алабугатско-татарским и юртовско-татарским. Перепись 2010 г. приводит данные о 34 носителях карагашского (ногайско-карагашского) языка, что плохо коррелирует как с экспертной оценкой численности этнической группы, так и с численностью, указанной в переписи. Для сравнения: в переписи 2002 г. носителей карагашского языка насчитывалось 55 человек.
По вероисповеданию карагаши — мусульмане-сунниты. Жители сельской местности занимаются преимущественно скотоводством — выращиванием крупного рогатого скота.
Генеалогия
Карагашский язык относится к ногайской подгруппе карлукско-кыпчакской группы тюркских языков. Диалекты не выделяются.
Распространение
Карагаши компактно проживают в селах Сеитовка, Малый Арал, Ясын-Сокан, Джанай Красноярского района, селе Лапас Харабалинского района, пригородных посёлках Астрахани — Кири-Кили, Свободный, Янго-Аул и микрорайоне Бабаевского, а также в селе Растопуловка Приволжского района, куда карагаши были переселены в конце 1990-х годов.
Языковые контакты и многоязычие
Исторически карагашский язык испытал на себе значительное влияние калмыцкого и казахского как языков преобладающих этносов в регионе проживания карагашей. Многие карагаши также до сих пор владеют литературным татарским языком, который, наряду с казахским, активно преподавался в школах с 1960-х гг в связи с официальным включением карагашей в состав татар. В настоящее время широко распространен билингвизм в сочетании с русским языком (языком межнационального общения), казахско-карагашский билингвизм постепенно исчезает из-за языкового сдвига, которому подвержены и казахскоязычные сообщества.
Функционирование языка
- Юридический
статус - Письменность
- Литературная
норма - Сферы
функционирования
Карагашский язык не имеет официального статуса.
Карагашский язык не имеет собственной письменности.
Носители карагашского ориентируются на литературный ногайский или татарский язык в зависимости от того, к какому народу они себя причисляют.
Семейно-бытовое общение
Семейно-бытовое общение
Используется в семейно-бытовом общении премущественно носителями старшего поколения.
Образование
Образование
Образования на карагашском не реализуется, в сфере образования доминирует русский язык. В качестве родного в некоторых школах преподаются казахский или ногайский (литературный).
СМИ
СМИ
Не используется.
Культура
Культура
Использование карагашского языка характерно в основном для народных ансамблей. В целом, в культуре прослеживается ориентация на ногайскую культуру, регион проживания карагашей регулярно посещают с гастролями ногайские театральные, танцевальные и музыкальные коллективы. Некоторые представители старшего поколения продолжают проявлять интерес к татарской культуре и литературе.
Наука
Наука
Не используется.
Фольклор
Фольклор
Карагаши обладают собственной фольклорной традицией. Наиболее яркими особенностями обладает песенный фольклор. Своеобразными песенным жанром карагашей является озын ногай джыр, или просто джыр (речитативное мужское пение без музыкального сопровождения на разные темы). Другой песенный жанр, характерный также и для культуры юртовских татар — хушаваз («приятный голос», художественно-поэтическое эссе с сопровождением в виде игры на домбре).
Литература
Литература
Литературные произведения существуют только на собственно ногайском, произведения на карагашском отсутствуют.
Религия
Религия
В среде карагашей, наряду с исламом, сохраняются традиционные верования и обряды, в которых используется карагашский язык: поклонение культовому комплексу аулья, проведение ритуала паломничества – зийарат, обряд вызывания дождя – кудай джол, обряды жизненного цикла.
Законодательство
Законодательство
Не используется.
Административная деятельность
Административная деятельность
Не используется.
Судопроизводство
Промышленное производство
Промышленное производство
Не используется.
Сельскохозяйственное производство
Сельскохозяйственное производство
Используется старшим поколением носителей.
Торговля и сфера обслуживания
Торговля и сфера обслуживания
Не используется.
Транспорт
Транспорт
Не используется.
Интернет
Интернет
Используется на форумах, в том числе встречаются отдельные попытки кодификации карагашского.
Динамика развития языковой ситуации
Естественная передача карагашского языка нарушена, особенно в местностях, где нет длительного школьного образования и где дети вынуждены посещать школы в соседних населенных пунктах. Ввиду смешанного этнического и языкового состава в школах поддержание карагашского языка в образовательной сфере затруднительно. У младших поколений карагашей русский язык широко используется за пределами образовательной сферы жизни. Старшие поколения, хотя и осознают последствия языкового сдвига, не проводят для себя существенных различий между карагашским и собственно ногайским. Вопрос о сохранении именно карагашского языка не ставится, программы ревитализации в настоящий момент отсутствуют.
Структура языка
Фонетика
В карагашском языке 9 гласных и 25 согласных фонем.
Фонетика
Вокализм карагашского языка представлен следующими фонемами: ɪ, ʏ, ɯ, ʊ, e, ø, o, æ, a. Фонема æ встречается в основном в первом слоге как в словах тюркского происхождения (ærʏ ‘хороший, красивый’, æzelde ‘раньше’), так и в русских заимствованиях на месте а (бærɪʃkɪ ‘варежки’, mætkɪ ‘русская женщина’) Гласные верхнего подъема регулярно подвергаются редукции. Действует закон сингармонизма по ряду и огубленности.
Консонантизм. В карагашском выделяются парные по звонкости смычные фонемы p–b, t–d и k–g, а также непарный увулярный q; фрикативные согласные f–v, s–z и ʃ-ʒ, ɣ и ʁ; аффрикаты t͡s, t͡ʃ, d͡ʒ; носовые m, n, ɴ, плавные и аппроксиманты l, r, w, j. Фонемной парой к q, реализующейся при задней гармонии перед гласным, выступает щелевой ʁ. Фонемы f–v, ʒ и t͡s характерны для русских заимствований. Перед гласным взрывные фонемы реализуются в звонком варианте; в некоторых контекстах p чередуется c w, например, перед суффиксом конверба -Ip (tap –– taw-ɯp). В зависимости от предшествующего согласного в морфемах и энклитических послелогах чередуются фонемы p–b–m (после глухих — после z — после гласных и других звонких, например, в послелоге =pAn/=bAn/=mAn). В начале слова ногайскому j соответствует карагашские аффрикаты t͡ʃ–d͡ʒ (в зависимости от говора); j в начале слова почти не встречается. Звонкие согласные и плавные в конце слова и перед звонким могут подвергаться удалению (tʊwɯl > tʊwɯ, bara torʁan > baradaʁan).
Морфология
Карагашский язык относится к агглютинативному типу.
Морфология
В карагашском выделяются имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, послелоги, союзы и модальные частицы.
Имя существительные имеет категории числа, падежа, принадлежности. При присоединении глагольных аффиксов может образовывать предикат. Падежей выделяется шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, местный, исходный.
Прилагательные карагашского отличаются от ногайского отсутствием суффиксов сравнительной степени -rAK. Вместо них сравнительная степень выражается либо синтаксически с помощью конструкции с существительным в исходном падеже, либо с помощью суффикса -lAw/-nAw, заимствованным из казахского, где он имеют значение ослабленного проявления признака (это же значение, наряду со сравнительным, встречается и в карагашском).
К модально-временным формам глагола относятся синтетические формы настоящего времени на -A/-j, будущего неопределенного на -Ar, будущего определенного на -Ajak, прошедшего категорического на -DI, прошедшего результативного на -IptI, настоящее длительное на -IbAtIr, прошедшее неопределенное на -KAn, условного наклонения на -sA, желательного наклонения на –AjAK и императива; аналитические времена с глаголом edɪ: будущее в прошедшем с причастием на -AjAK, давнопрошедшее от причастий на -Ip и на -KAn, прошедшее длительное/повторяющееся на -AdAKAn и условное прошедшее с причастием на -Ar. В настоящем времени, в отличие от ногайского, в карагашском не используются аффиксы третьего лица -DI. В прошедшем категорическом синтетическая форма отрицания практически не используется, вместо нее образуется аналитическая форма от причастия на -KAn и предикатива t͡ʃok. Из двух форм давнопрошедшего времени форма на -KAn почти не используется, в отличие от аналогичной формы ногайского литературного языка. Форма на -AjAK, являющаяся основным способом выражения будущего времени в большинстве тюркских языков, в карагашском, как и в казахском, уступает по частотности использования форме на -Ar и формам настоящего времени в функции будущего, что обусловлено влиянием казахского языка.
Синтаксис
Базовый порядок слов SOV. Аккузативная стратегия кодирования актантов.
Синтаксис
Базовый порядок слов SOV. Аккузативная стратегия кодирования актантов.
Базовый порядок слов в карагашском, как и в большинстве тюркских языков, SOV, ветвление левое. В то же время, вероятнее всего, под влиянием русского, возрастает частотность использования порядка SVO, ср. примеры (1) и (2) с косвенным дополнением:
(1) menɪm d͡ʒɪen-ɪm ʃkol-ʁa bar-a-dɯ
1SG.POSS племянник-1SG.POSS школа-DAT идти-PRS-3SG
‘Мой племянник ходит в школу’
(2) sen qorq-a-sɯn qasqɯr-dan.
2SG.PERS бояться-PRS-2SG волк-ABL
‘Ты боишься волков’.
[Сатанова 2015:24].
Лексика
Основные источники заимствований — русский и казахский языки.
Лексика
Лексика карагашского языка в основе своей совпадает с лексикой ногайского литературного языка. Больше пересечений имеется с акногайским диалектом, чем с кара-ногайским. Особенностью карагашского является довольно значительный пласт казахской лексики, а также слова, связанные со спецификой быта: хозяйственно-бытовая лексика, термины родства, названия мелких зверей, орудий труда, одежды и обуви, термины бахчеводства и животноводства. Заимствования в карагашском возникли либо в результате непосредственных контактов (русские, казахские, калмыцкие), либо опосредованно, через культуру и литературу (татарские, арабские, русские).
Исследование языка
Большой вклад в изучение карагашского языка внес советский лингвист Л. Ш. Арсланов (1935–2020). Он одним из первых выделил карагашский как отдельный язык и явно указал на его близость к ногайскому, а не татарскому языку. До него специальных исследований языка карагашей не проводились, хотя история этнографического изучения этноса существует с XVIII в. Отдельные сведения о языке, а также языковые примеры встречаются в работах П. И. Небольсина, В. Пятницкого, В. Трофимова, В. А. Мошкова. Л. Ш. Арсланов первым произвел системное научное описание карагашского языка и создал его грамматику, в которую также вошел словарь и записанные им в ходе работы с носителями тексты.
Основные публикации
Работы по социолингвистике
Алексеев Ф. Г. Татарско-казахские ногайцы: языковая идентичность астраханских карагашей //Первая конференция по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам. – 2018. – С. 9.
Сатанова Д. С. Язык ногайцев-карагашей (астраханско-ногайский язык): краткий обзор социолингвистической ситуации // Малые языки. — 2015. — № 1. — С. 18.
Скрыльникова Ж. Х. Проблемы сохранения национального языка в условия современного социума на примере ногайцев – карагашей Астраханской области // Вестник Поморского университета. -2007- №6- С. 23-26.
Работы по этнологии
Небольсин П. И. Инородцы астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах // Вестник императорского русского географического общества, ч. 2, кн. 4, СПб., 1851.30 с.; Очерки Волжского Низовья// Журнал Министерства внутренних дел. Спб.,1851. Ч.38.№4-6, Ч.39 №7-9
Идрисов Э. Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей // Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края). Вып. 11. Астрахань, 2005
Данные предоставлены
Источники:
Алексеев Ф. Г. Татарско-казахские ногайцы: языковая идентичность астраханских карагашей //Первая конференция по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам. – 2018. – С. 9.
Арсланов Л. Ш. Язык карагашей-ногайцев Астраханской области. — Набережные Челны, 1992.
Викторин В. М. «И продолжается она... В современной жизни ногайцев-карагашей»(об этноистории — после многолетнего перерыва) //Астраханские краеведческие чтения. – 2023. – С. 257-268.
Идрисов Э. Ш. К этнокультурному развитию ногайцев-карагашей //Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края). – 2005. – №. 11. – С. 29-35.
Скрыльникова Ж. Х. Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области. — Дисс. на соиск. ученой степени к.ф.н. — МГУ, Москва, 2008.
Усманова А. Р. Музыкальный фольклор юртовских татар и ногайцев-карагашей Астраханской области как маркер этнокультурной идентичности //Наследие веков. – 2021. – №. 3 (27). – С. 76-86.