Орочский язык

Краткая информация

До 1920-х гг. орочский считался диалектом удэгейского. В 1920-е получает статус самостоятельного языка. В 2008 г. перестал существовать.

К началу XX в. орочи жили на обширной территории от бухты Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге и от побережья Татарского пролива до среднего течения рек Анюй и Хунгари (ныне Гур). Здесь имелось около 50 стойбищ, в каждом из которых жило по 2-3 семьи. По переписи 1926 г. насчитывалось 646 орочей. Орочи вели кочевой образ жизни: в начале XX в. небольшая группа переселилась на Сахалин; часть орочей с верховьев р. Тумнин вышла к Амуру. Впоследствии территория расселения орочей неуклонно сужалась. Основные территориальные группы орочей: Тумнинская, Приморская (Хадинская), Коппинская, Амурская и Хунгарийская.

В связи с мероприятиями, проводившимися в Советское время (сселение кочевых народов в постоянные поселки, коллективизация, создание предприятий рыбной промышленности) орочи оказались расселены по нескольким поселкам Хабаровского края. Основные территориальные группы орочей просуществовали до 1960-х гг. [Ларькин 1964]. Самым крупным поселком, местом компактного проживания орочей, была Уська-Орочская (до 1986 г. Усть-Орочи) Ванинского р-на. В 1960-1970-е гг. в ходе компании по укрупнению деревень были уничтожены мелкие поселения хунгарийских, коппинских и хадинских орочей, которые перебрались в крупные населенные пункты. Так, практически все жители пос. Иннокентьевский ныне проживают в г. Советская Гавань. Значительная община орочей существует в Хабаровске. Современную ситуацию орочей можно определить так: «малочисленность этноса, его административно-территориальная разобщенность, высокая степень ассимилятивных процессов» [История 2001:5].

В орочском языке выделялось три диалекта: тумнинский (был распростран в бассейне р. Тумнин), хунгарийский (по р. Хунгари), хадинский (диалект орочей, живших по рекам Хадя, Уй, Коппи, Ботчи и Нельма, был близок к самаргинскому диалекту удэгейского языка). 

Генеалогия

Орочский язык традиционно относят к южной (нанийской) подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Однако, поскольку многие черты сближают орочский с негидальским языком (северная подгруппа), существует мнение, что орочский следует скорее считать языком, принадлежащим к северной подгруппе, но испытавшим влияние со стороны языков южной подгруппы, особенно нанайского и ульчского.

Распространение

Последние носители орочского языка жили в г. Советская Гавань и окружающих его селах.

По данным на переписям 2002 и 2010 гг. орочи были расселены дисперсно в Советско-Гаванском, Ванинском, Амурском и Комсомольском районах Хабаровского края (426 человека): Ванинский р-н: пос. Ванино, Датта, Уська-Орочская, Кеннада, Снежный; Советско-Гаванский р-н: г. Советская Гавань с пос. Гатка, пос. Советы Ильича; Амурский р-н: пос. Новое Омми. Ни в одном из поселков орочи не составляют сколько-нибудь значительной части населения. Несколько семей орочей живут в Приморском крае (по переписи 2010 г. 19 человек).

Диалекты и их распространение

Языковые контакты и многоязычие

Орочский контактировал с нанайским, ульчским, удэгейским, эвенкийским, русским.

Во второй половине XX в. распространено было орочско-русское, а потом уже русско-орочское двуязычие, отдельные представители орочей владели нанайским, ульчским, удэгейским, эвенкийским.

Функционирование языка

Язык коренного малочисленного народа РФ

Практическая письменность для орокского была разработана в 1990-е гг. Г.С. Абрамовой на базе кириллицы. Эта письменность была использована в учебных пособиях, первым из которых стал Картинный словарь орочского языка (2001).

Существует также научная система письма на основе кириллического алфавита, созданная и использовавшаяся В.И. Аврориным и Е.П. Лебедевой при записи и публикации орочских текстов.

Литературная норма не была выработана.

Динамика развития языковой ситуации

Уже в конце 1950-х гг. работавшие с ороками лингвисты отмечали, что дети и молодежь не знают орочского языка, а старшее поколение, прекрасно владевшее своим этническим языком, старается говорить со своими детьми и внуками по-русски. По-видимому, языковой сдвиг  (переход на русский) начался не позднее 1940-х, а к 2008 полностью завершился.

Специалисты

Болдырев Б.В.
(Институт филологии СО РАН, Новосибирск)

Научные центры

 

Основные публикации

Избранные работы по отдельным аспектам грамматики

Аврорин В.И. Родственные связи орочского языка с другими тунгусо-маньчжурскими // История и диалектология языков Сибири. Новосибирск, 1979
Аврорин В.И. Фонетика орочского языка // Изучение языков Сибири. Новосибирск, 1978

Грамматики и грамматические очерки

Аврорин В.И., Болдырев Б.В. Грамматика орочского языка. Новосибирск, СО РАН, 2001

Публикации текстов

Аврорин В.И., Лебедева Е.П. Орочские сказки и мифы. Новосибирск, 1966
Аврорин В.И., Лебедева Е.П. Орочские тексты и словарь. Л.: Наука, 1978

Работы по этнологии

Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999

В книге рассматривается духовная культура орочей.

Ресурсы

Корпуса и коллекции текстов

Другие электронные ресурсы